Загрузка взорванной породы
Раньше производилась вручную. Обыкновенными лопатами проходчики подбирали куски породы и высыпали ее в бадью. Теперь у них есть сильный помощник — механический грузчик. Это очень любопытная машина. С виду она похожа на огромный раскрывшийся тюльпан, перевернутый кверху стеблем, только лепестки у нее железные. Опустится этот «цветок» на дно, сожмет свои «лепестки» и тут же поднимается, унося с собой добрую порцию породы. Так семь-восемь раз черпнет грузчик, и двухкубовая бадья уже наполнена до краев.
Чем глубже уходят в землю проходчики, тем сильнее давит земная толща на стенки вырытого колодца. Если их ничем не укрепить, они могут обвалиться. Для этого и ставится в стволе постоянное крепление — каменное или из железобетонных колец.
Испокон веков сооружение ствола велось в такой последовательности: сначала проходчики выбирают со дна взорванную породу, затем они уходят наверх, а на их место спускаются кладчики, возводящие крепление. Так чередуются они каждую смену. Ясно, что темпы проходки ускорятся по меньшей мере вдвое, если обе группы будут работать одновременно: одни убирать породу, другие тем временем ставить крепь. Но нельзя забывать, что все работы по сооружению ствола производятся не на открытой площадке, а на дне колодца площадью всего в 25—30 квадратных метров. Тут не развернешься! К тому же много места занимает еще оборудование, материалы. На небольшом «пятачке» с трудом размещаются в одну смену не больше пятнадцати человек.
Несколько лет назад в центре Донбасса — городе Сталине был создан первый в нашей стране специализированный трест «Сталиншахтопроходка». Инженеры долго и упорно искали, как изменить технологию горных работ, ускорить темпы проходки. И, конечно, больше всего они думали над тем, как сделать, чтобы две основные операции — углубление ствола и крепление — производились одновременно.