Учебные заведения - Тверское кавалерийское училище - Устройство и учебная программа

09 февраля 2011
Мороженое наполнители меню .

Оглавление:
1. Тверское кавалерийское училище
2. История
3. Устройство и учебная программа
4. Форма и вооружение
5. Административно-преподавательский состав
6. Выпускники



В Училище проводился тщательный подбор преподавателей и командиров. Лица, которым было доверено дело воспитания и образования будущих русских офицеров, должны были отвечать самым высоким требованиям, обладать достаточным уровнем образования и иметь необходимые нравственные качества. Быть назначенным на должность в Училище мог только потомственный дворянин.

Учебной частью в Училище руководил инспектор классов, а командовал воспитанниками - командир эскадрона юнкеров. Общее руководство осуществлял начальник Училища. Он назначался из опытных штаб-офицеров, имевших опыт в командовании отдельной воинской частью и пользовался правами командира полка. Для назначения младшим офицером Училища неоходимо было прослужить в строю не менее 4 лет. Младшие офицеры обучали юнкеров всем частям строевого образования, наблюдали за их поведением, за исправностью оружия, аммуниции и одежды в своих взводах и отделениях. Наряду со штатными преподавателями в Училище приглашались преподаватели из других учебных заведений города. Для совершенствования учебного процесса в Училище имелся учебный комитет.

Классные занятия продолжались с 8 ч. утра до 3 ч. дня. Все обучающиеся жили в самом Училище и были обязаны ночевать в нем как в будничные, так и в праздничные дни. Ночевать вне Училища дозволялось только по особому разрешению начальника училища. Жизнь юнкеров в Училище сооответствовала правилам внутренней службы в войсках и способствовала практическому ознакомлению их с обязанностями военнослужащего. Общие правила и обязанности юнкеров, порядок их повседневной жизни в Училище, правила поведения вне Училища, с перечислением общественных мест, которые юнкера вправе посещать и т.п., определялись соответствующей инструкцией начальника окружного штаба. Приносить спиртное, играть в карты строго воспрещалось. Особое внимание было обращено на «приучение юнкеров к чистоте, опрятности и порядку». Проверяющие должностные лица отмечали теплую атмосферу внутри Училища. Такое явление как «цук» - строго преследовалось. В одном из приказов начальника Училища за 1915 год можно прочитать: «некорректное и грубое отношение среди юнкеров училища, хотя бы между товарищами, вообще считаю совершенно не допустимым и вперед при проявлении таковых юнкерами буду немедленно отчислять от училища".

Эскадрон в строю. Из коллекции Семенова А.Н.
Караул и дежурная комната в летних лагерях. Из коллекции Руденко В.Л.
Столовая в летних лагерях. Из коллекции Руденко В.Л.
Парфорсная охота. Из коллекции Семенова А.Н.
Урок фехтования. Из коллекции Руденко В.Л.

Юнкера по поведению разделялись на 3 разряда. При поступлении в Училище все они зачислялись во 2-й разряд, а перевод их из низшего разряда в высший и обратно, производился при «надлежащем удостоверении в нравственных свойствах и служебной исполнительности юнкера». В 1-й разряд зачислялся тот, кто в течение длительного периода показал свое усердие добросовестное отношение к исполнению обязанностей, кто отличался «прочными правилами нравственности», приобрел полное доверие начальства, уважение товарищей, и мог служить примером остальным юнкерам. В 3-й разряд переводились юнкера, проступки которых обличали в них дурные наклонности, нетвердость нравственных правил, небрежное отношение к своим обязанностям. Юнкера, состоявшие в 3-м разряде по поведению подвергались ограничениям в правах «на увольнение со двора» и, несмотря на успехи в науках и строевом образовании, причислялись по выпуску к 3-му разряду и выпускались в унтер-офицерском звании. Если юнкер состоял в 3-м разряде более полугода, то его или отчисляли от Училища на срок до 2-х лет или совсем исключали из Училища. Причем другие военно-учебные заведения незамедлительно ставились об этом в известность. Юнкерам не сдавшим экзамены по уважительным причинам, предоставлялась возможность их сдать осенью. В исключительных случаях воспитанника могли оставить в училище еще на один год.

В Училище был музей, где бережно хранились реликвии прошлого, материалы, связанные с выдающимися выпускниками. Фамилии погибших выпускников выбивались на специальных мраморных досках. Командиры полков сообщали в училища о героических поступках бывших воспитанников. Наряду с общим поминовением погибших православных воинов, установленным в Дмитриевскую субботу, в Училище особо поминали выпускников 31 августа по ст.ст..

В Училище изучались общеобразовательные предметы: Закон Божий, история, география, математика, русский язык, черчение, иностранный язык, законоведение; военные: тактика, ручное оружие, шашечные приемы и некоторые сведения из артиллерии, полевая фортификация, топография, начальная военная администрация, военное судопроизводство, воинские уставы, иппология, военная история, военная география, военная гигиена и конно-саперное дело. Строевые занятия включали фронтовые учения, упражнения в пешем строю, гимнастику, фехтование, стрельбу в цель, верховую езду и вольтижированием. Для совершенствования учебного процесса в училище действовал учебный комитет. Тверцы часто ездили на парады в Москву, останавливаясь в Алексеевском военном училище.

Результаты испытаний при приеме в Училище, переводе юнкеров из класса в класс и при окончании курса выражались баллами от 0 до 12. Баллы от 6 до 12 выражали различные степени успешности, остальные – от 0 до 5, различные степени малоуспешности и беззуспешности. Для выработки у юнкеров практических навыков к Училищу от войск прикомандировывались 4 опытных унтер-офицера.

Каждые две недели юнкерам приходилось «сдавать репетиции». В день училищного праздника после молебна и парада проводился конкурс: фигурная езда, вольтижировка и рубка для юнкеров старшего курса. Летом в начале июня Училище выезжало в лагерь, расположенный на Ходынском поле в Москве. Училищные постройки размещались в дальнем конце этого огромного поля, рядом с дачной местностью «Серебряный бор». Cоседом по лагерю было Алексеевское военное училище. В лагере юнкера занимались конными учениями, стрельбой, верховой ездой, практической отработкой различных вопросов кавалерийской службы, плаванием и др. Для выработки твердых навыков кавалерийской службы осуществлялись учебные переходы на несколько дней с остановками для ночевки.

Особое отношение было к Закону Божиему. Великий князь Константин Константинович, главный начальник военно-учебных заведений, посетивший военно-учебные заведения Москвы и Твери в конце 1906 года, в приказе, родившемся по итогам этой поездки, отмечал, что «воспитанникам необходимо внушать, что ежедневное чтение Евангелия входит в круг непременных обязанностей каждого человека. Будущему же защитнику Веры, Царя и Отечества совершенно необходимо знать Священное Писание». Именно при поддержке великого князя Константина Константиновича удалось добиться в 1905 году ассигнований на постройку церкви в Училище. Своего храма в Училище не было и в течение долгих лет с ним была связана Скорбященская церковь, располагавшаяся рядом с Училищем. Начальники периодически выходили с ходатайством об устройстве храма. Дело сдвинулось с мертвой точки лишь после того, как 16 марта 1902 года комиссия, учрежденная командующим войсками Московского военного округа, признала необходимость в постройке церкви. Комиссия рекомендовала построить церковь по типовому военному проекту, однако в целях удешевления работ, по ходатайству начальника училища, она была устроена внутри здания училища. Строительство было начато в 1905–1906 г.г., а освящена она была в 1908 году в честь Св. Николая Мир Ликийских Чудотворца. Интересно, что икону Благовещения на царских вратах Скорбященской церкви написал барон Бильдерлинг А.А., бывший в 1875-1877 г.г. начальником Училища и венчавшийся в этой церкви.

В свободное время юнкера занимались музыкой, пением, танцами, фехтованием. Эти занятия поощрялись приобретением музыкальных инструментов, приглашением преподавателей. В праздничные дни воспитанники, с разрешения начальника Училища, могли устраивать танцевальные и музыкальные вечера. Перед Училищем был хорошо оборудованный гимнастический городок, где юнкера охотно занимались гимнастикой.

Праздник Училища отмечался с момента основания 6/19 декабря в день Св. Николая Мир Ликийских Чудотворца. Праздник обычно начинался торжественным молебном в манеже Училища, затем проходил парадом эскадрон юнкеров. В юнкерской столовой устраивался завтрак для юнкеров и присутствовавших на параде лиц. Вечером местом праздника становилось Училище.В 1901 году юнкера к этому дню подготовили музыкально-танцевальный вечер. «Для приема приглашенных лиц были открыты три обширных зала в нижнем этаже спального корпуса. Первый зал был превращен в большую и вместе с тем очень уютную гостиную, второй был предназначен сначала для концертного отделения, затем в нем происходили танцы, а третий зал служил столовой, где находились буфеты с фруктами, прохладительными напитками, чаем и т.п. Первые два зала стараниями г.г. юнкеров были очень красиво и с большим вкусом убраны. Переход из одного зала в другой был весь оригинально задрапирован цветными материями и убран живыми растениями. При входе каждому из гостей вручались очень изящные программы вечера с расписанием танцев. /…/ Вечер начался интересной и разнообразной музыкальной программой, при чем юнкера выступили исполнителями в оркестре духовой музыки и в хоре балалаечников, а одним из юнкеров было талантливо исполнено соло на фортепиано. После некоторого перерыва начались танцы, с большим оживлением продолжавшиеся почти до утра.»



Просмотров: 7104


<<< Ташкентское военное училище
Учебный воздухоплавательный парк >>>