Учебные заведения - Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий

09 февраля 2011





Координаты: 59°55′35″ с. ш. 30°20′16″ в. д. / 59.926389° с. ш. 30.337778° в. д.  59.926389, 30.337778

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

История

1935 год — был переименован в Ленинградский институт холодильной промышленности.

Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий является крупнейшим педагогическим и научным центром страны по подготовке специалистов-холодильщиков и самым крупным вузом Северо-Западного региона России, готовящим специалистов по технике, технологиям и экономике производств. Университет имеет славную и долгую историю. Ее корни уходят в XVIII в. В 1800 году в Петербург из Москвы было переведено Коммерческое Училище, созданное еще в 1772 году по повелению императрицы Екатерины II при Московском Воспитательном Доме. В Петербурге Училище разместили в доме 11 по Загородному проспекту, угол Чернышова переулка,. Начальный капитал был предоставлен представителем одной из известных в России династии купцов и промышленников П.А. Демидовым. Первые программы обучения в Училище написаны великим русским педагогом И.И. Бецким. В Училище принимали 6-7- летних мальчиков из купеческих и мещанских, реже дворянских и крестьянских сословий для обучения коммерции. Училище располагало хорошей библиотекой, лабораториями, большим собранием образцов различных товаров. На уроках воспитанники получали и теоретические и практические знания. Российская традиция в обучении - закрепление полученных знаний на практических занятиях - широко применялась в Коммерческом Училище. В первой трети Х1Х века в училище начали принимать мальчиков 10-12 лет, круг преподаваемых предметов был значительно расширен. Началось преподавание дисциплин связанных с производством и хранением пищевых продуктов, использованием холода, делопроизводством, основами товароведения политической экономии. Санкт-Петербургское Коммерческое училище, одно из немногих в России, готовило теперь молодых людей не только для занятия коммерцией. В училище направлялись пансионеры Министерства военных сухопутных сил Министерства финансов, Министерства внешней торговли, Министерства внутренних дел, Министерства государственного контроля, Департамента Мануфактур и внутренней торговли, Корпус горных инженеров, Нерчинские заводы и т.д., Главного правления российско-американской компании. В 30-40-е годы Х1Х века в программы училища были включены технические и технологические предметы, это приближало училище к техническим учебным заведениям и делало возможным его дальнейшее развитие в этом направлении. О высоком уровне инженерной подготовки в училище можно судить по тому, что многие его выпускники в дальнейшем служили на фабриках и заводах в качестве механиков и инженеров, продолжали свое образование в Технологическом, Горном институтах, Институте корпуса инженеров путей сообщения, Институте гражданских инженеров, Межевом и Лесном институтах. Управление училища строилось следующим образом: обер-директор, Совет училища, директор, собрание учителей, экономическая контора. Обучение в училище было бесплатным только для шестидесяти воспитанников. Остальные получали образование за счет личных средств, средств частных лиц, различных департаментов, купеческих обществ, городских Дум и пр. Все решения, в том числе и по внутренней жизни училища, принимались императрицей Марией Федоровной, а после ее смерти, Почетным опекуном - высокопоставленным чиновником «Ведомства учреждений императрицы Марии». В разное время членами Совета были известные в России представители династий купцов и промышленников: Людвиг Штиглиц и его сын Александр, дед, сын и внук Кусовы, Г.Г. Елисеев, Э. Нобель и др. К концу Х1Х в училище стало расширяться. В 1871 году для училища было построено новое здание по адресу дом № 9 по Чернышеву переулку. Ныне это учебный корпус № 2 нашего университета. Изменения произошли и в программах, было увеличено число часов, отводимых на изучение предметов технического и технологического профиля, иностранных языков, политической экономии и бухгалтерии. Расширялась материальная база Училища, пополнялась библиотека. В училище работали ведущие ученые и педагоги своего времени. Товароведение преподавал инженер-технолог, надворный советник Феликс Эдуардович Кукель, историю - будущий советский академик, а тогда начинающий педагог и исследователь, Борис Дмитриевич Греков; химию - профессор Виктор Эдуардович Гаген-Торн; коммерческую географию - известный путешественник и исследователь Г.Е. Грум-Гржимайло.

В XVIII - XIX веках Коммерческое Училище окончили 2866 человек, за первую четверть XX века более 1000 человек В 1924 году Училище было расформировано. Но уже через 7 лет в 1931 году на его базе создано новое учебное заведение, во многом повторяющее опыт своего предшественника.

Бурно развивающаяся в 30х годах промышленность СССР требовала широко образованных специалистов, способных решить теоретические и практические задачи в области холодильной техники. Возникла потребность в создании образовательного и научного центра. 31 мая 1931 года вышло Постановление Совета Народных Комиссаров СССР № 413 о создании Ленинградского учебного механико-технологического холодильного комбината.

В создании нового учебного заведения важную роль сыграл Нарком СССР А.С. Микоян. Учебный комбинат разместился в здании бывшего Коммерческого училища, которое было надстроено двумя этажами, при этом планировочная структура была сохранена. Преемственность, связавшая Коммерческое Училище с центром по холодильной технике, во многом предопределила быстрое и успешное становление нового высшего учебного заведения. К учебной и научной работе в нем были привлечены лучшие научно-педагогические кадры страны: кафедрой холодильных машин и установок руководил профессор, член-корреспондент АН СССР А.А. Саткевич. В разные годы в университете работали члены-корреспонденты И.А. Одинг, доктора наук, профессора Л.М. Розенфельд, А.Г. Ткачев, Н.В. Липин, П.П. Юшков, В.И. Глаголев, А.В.Гастев, И.И. Левин, К.И. Страхович, Р.М. Ладыженский, П.С. Козьмин, С.И. Кузьмин, М. В. Тухштайд, Н.А. Головкин, Н.И. Колчин, Н.Н. Семенов, М.М. Беляев, С.В. Паращук, Г.А. Кук, А.М. Скородумова, В.А. Тальвинский, В.Ю. Горяинов, Г.Б. Чижов, М.М. Казанский, И.К. Кондряков, В.Н.Новотельнов, Н.Н.Кошкин, Е.С.Курылев, Э.И.Гуйго, С.С.Будневич, А.М.Маслов, В.Н.Шувалов и многие другие. Первый прием студентов состоялся в 1931 году, тогда обучалось 440 человек. В 1934 году техникум и рабфак были выделены в самостоятельные учебные заведения, а вуз стал называться Ленинградским институтом холодильной промышленности. В годы ВОВ многие преподаватели и студенты вуза ЛИХПа встали на защиту родной страны. Они воевали в составе 3-й Фрунзенской дивизии народного ополчения, в истребительном отряде. Большая группа студентов и преподавателей работали на строительстве противотанковых рвов. Многие студенты и преподаватели работали в бытовых отрядах, служили в формированиях МПВО. Бойцы МПВО самоотверженно спасали здание института от попадания снарядов и зажигательных бомб. Многие жизни и солдат и мирных людей были спасены благодаря разработкам наших ученых. Ученые института работали на оборону, выполняя задания по разработке искусственного горючего для танков для работы двигателей при низких температурах; изотермического контейнера для перевозки крови; холодильной установки для испытания образцов новой военной техники. В страшное время ленинградской блокады не одну жизнь спасли разработанная технология получения соевого молока и шрота для детей и раненных и рецепт блокадного хлеба. В марте 1942 года институт был эвакуирован в Кисловодск, а затем в Семипалатинск, где располагался до июля 1944 года. В 1947 году Ленинградский институт холодильной промышленности был объединен с Ленинградским химико-технологическим институтом молочной промышленности. Новое учебное заведение получило название - Ленинградский институт холодильной и молочной промышленности. Много времени прошло с этого времени. Менялись названия вуза, открывались новые специальности, развивалась материальная база, расширялись и усложнялись задачи образовательной и научной деятельности, шла смена поколений. Неизменным оставалось одно - вуз всегда находился на передовых рубежах развития образования, науки и техники, воспитывал своих выпускников в духе любви и преданности своему делу, прививал им творческое неравнодушное отношение к профессии, которой они посвятили свою жизнь.



Просмотров: 3217


<<< Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики >>>