Учебные заведения - Петербургский государственный университет путей сообщения

08 февраля 2011


Оглавление:
1. Петербургский государственный университет путей сообщения
2. Факультеты



Координаты: 59°55′26″ с. ш. 30°18′57″ в. д. / 59.923889° с. ш. 30.315833° в. д.  59.923889, 30.315833

Петербургский государственный университет путей сообщения. Главный корпус расположен по адресу Московский проспект, дом № 9

История

Монета ЦБ РФ

Одно из первых высших технических учебных заведений России. Предтечей института был отдел «по учебной части», расширенный и дополненный в Департаменте водных коммуникаций Н. П. Румянцевым в 1798—1809 годах.

Учреждён Высочайшим Манифестом 20 ноября 1809 года как Институт Корпуса инженеров путей сообщения, торжественно открыт 1  ноября 1810 года. Целью создания института была подготовка специалистов для строительства на огромных территориях России разветвлённых систем сухопутных и водных путей сообщения. В эпоху создания института наиболее развитым был водный путь. Основным недостатком судоходства была зима, когда суда простаивали месяцы в ожидании начала навигации. Против течения по рекам и каналам летом суда проводились бурлаками.

Институт при Бетанкуре

Институт на момент открытия был кадетским корпусом тесно связанным с ведущими ВУЗами столицы, такими, как Академия наук, Главное инженерное училище Российской империи и созданный позднее Петербургский университет. Институт был закрытым полувоенным учебным заведением, срок обучения в нём вместе с гимназическим этапом обучения составлял восемь лет. Выпускникам присваивалось звание инженера путей сообщений, они были поручиками и подпоручиками.

Первый ректор — Августин Августинович Бетанкур.

В 1813 при институте основан музей.

При Институте под руководством профессора П. И. Собко для научно-учебных целей была организована первая в России механическая лаборатория.

В 1820 году с целью подготовки мастеров и техников была создана Школа путей сообщений, которая имела трёхлетний срок обучения.

В 1823 году Институт был преобразован в закрытое учебное заведение по образцу военных кадетских корпусов, вновь стал гражданским учебным заведением с пятилетним сроком обучения в 1864 году.

Таким образом Институт являвшийся первым российским техническим высшим учебным заведением в области транспорта перешедшим на стандарт высшего инженерного образования с пятилетний курс обучения в 1864, но на протяжении долгого времени не имевший факультетов и готовивший инженеров путей сообщений широкого профиля — специалистов по проектированию, строительству и эксплуатации всех дорожных и гидротехнических сооружений.

1826—1851 годы. Подготовка и создание железных дорог

С 1826 года по профессорский состав Института начал выпуск журнала путей сообщений. 36 номеров этого издания, вышедшие в течение первого десятилетия содержали свыше пятидесяти научных работ по проектированию и строительству различных инженерных сооружений как в России, так и за рубежом.

С 1835 года М. С. Волков, профессор Института, вводит раздел «О построении железных дорог», и с этого момента Институт стал готовить инженеров для строительства железных дорог. Учебные занятия по курсу прикладной механики вели профессор Б. Клапейрон и инженеры путей сообщений П. П. Мельников, А. Г. Добронравов, Н.Ф.Ястржембский.

С 1833 года Мельников — профессор курса прикладной механики, утверждён заведующим кафедрой. Ведёт лекции по железнодорожной тематике в трёх разделах: верхнее строение пути, тяга поездов, подвижной состав. Параллельно с этим ведёт научную работу: в 1835 году опубликована книга «О железных дорогах» — первое в России учебное пособие по железнодорожному транспорту.
В это же время профессор Н. О. Крафт читает курс о составлении проектов.

Профессор М. С. Волков, выступая за строительство железных дорог и понимая значимость этого изобретения для страны, ратует за просветительскую работу в рамках института.

В 1831 году в институте началось чтение публичных лекций. Профессор Г. Ламе прочитал две лекции «Построение железных дорог в Англии», в которых он обосновал экономическую выгодность строительства железных дорог. Материал для этих лекций был собран во время командировки в Англию. Ему противостоял профессор института М. Дестрем, убеждённый сторонник развития водных путей сообщений, который читал лекции «Причины невозможности устройства железных дорог в России».

Таким образом, институт, решая задачу налаживания путей сообщения в России, был основан императором Александром I был запущен полностью во времена правления Николая I, была воплощена идея строительства железной дороги в России. В 1820-е годы потребовалось решить задачу подготовки квалифицированных строителей, инженеров-путейцев. Они, обучаясь в Корпусе инженеров путей сообщений, с 1837 года смогли проходить практику на действующей Царскосельской железной дороге. Это на порядок повысило квалификацию выпускников, и заложило почву для квалифицированного строительства и обслуживания Николаевской железной дороги.

Кроме того, на действующей дороге велась большая научная работа, включавшая в себя теоретические разработки основ железнодорожного дела и экспериментальная работа по сбору статистических данных постоянного использования железнодорожных машин и механизмов.

Корпус на углу Московского пр. и наб. Фонтанки, построенный в 1952 г. по проекту архитектора В. И. Кузнецова

После создания Николаевской дороги в 1851 году

Как пишет выпускник Института инженеров путей сообщения Тимошенко, Степан Прокофьевич в своей книге «Инженерное образование в России», образовательная схема Главного Инженерного Училища, родившаяся после добавления старших офицерских классов, с разделением Пятилетнего образования на два этапа в дальнейшем именно на примере Института инженеров путей сообщения распространилась в России, и сохраняется до сих пор. Это позволяло начинать преподавание математики, механики и физики на довольно высоком уровне уже на первых курсах и дать студентам достаточную подготовку по фундаментальным предметам, а затем использовать время для изучения инженерных дисциплин.

С 1924 Институт инженеров путей сообщения.

В начале 1930-х Ленинградский институт инженеров путей сообщения был переименован в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, а на базе его факультетов в 1929-1931 были созданы четыре самостоятельных транспортных вуза:

  • Ленинградский институт инженеров водного транспорта
  • Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота,
  • Ленинградский автодорожный институт
  • Военно-транспортная академия.

В 1954 году слит с Ленинградским электротехническим институтом железнодорожного транспорта.

В 1993 году институт получил статус университета и стал называться Петербургский государственный университет путей сообщения.

На базе ПГУПСа действует единственный в России Институт пром. и гор. транспорта.

ПГУПС работает в здании бывшего Юсуповского дворца на Садовой улице) и специально построенных корпусах.

Персоналии института

В институте работали и учились: Н. А. Белелюбский, Б. Е. Веденеев, Я. М. Гаккель, Г. О. Графтио, А. Н. Крылов, С. Я. Жук, Д. И. Журавский, С. В. Кербедз, П. П. Мельников, Д. И. Менделеев, В. Н. Образцов, А. А. Эйлер, Г. П. Передерий, Е. О. Патон.

Преподаватели
Для прочтения лекций в Институт приглашались известные в мировой практике учёные:
  • С 1810 года преподаёт чистую и прикладную математику профессор, академик Петербургской Академии наук В. И. Висковатов,
  • В 1813 году преподаёт академик Петербургской Академии наук С. Е. Гурьев, автор разработок по теории равновесия сводов,
  • С 1818 года курс начертательной геометрии читал питомец института Я. А. Севастьянов.
  • В период 1820—1832 годов в институте профессорами работали французские физики и инженеры Б. Клапейрон, член-корреспондент Петербургской АН и его товарищ Ламе.
  • В середине XIX века профессором института был выдающийся инженер, основоположник рациональной архитектуры Красовский, Аполлинарий Каэтанович
  • В 1850—1870 годах преподавал профессор Р. Б. Бернгард, специалист по строительной механике и теории сводов.

В разные годы здесь работали:

  • Академик М. В. Остроградский,
  • В. Я. Буняковский,
  • Г. И. Гресс.

Знаменитые выпускники:

  • Кербедз, Станислав Валерианович
  • Мельников, Павел Петрович
  • 1820 Крафт, Николай Осипович
  • 1840 Журавский, Дмитрий Иванович
  • 1867 Белелюбский, Николай Аполлонович
  • 1867 Кибальчич, Николай Иванович — русский революционер, народоволец, изобретатель
  • 1896 Брайкевич, Михаил Васильевич
  • 1896 Тимошенко, Степан Прокофьевич
  • 1902 Устругов, Леонид Александрович
  • 1904 Мелик-Асланов, Худадат-бек Ага оглы
  • 1916 Колосовский, Николай Николаевич
  • 1917 Жук, Сергей Яковлевич
  • 1917 Шейхульисламов, Акпер-ага Ибрагим оглы
  • 1980 Друзь, Александр Абрамович
  • 1985 Салтыков, Виктор Владимирович
  • 1997 Валинский, Олег Сергеевич — российский промышленный деятель. Один из основателей группы Кино

Не закончил обучения Александр Павлович Шипов — экономист, основатель журнала «Вестник Промышленности», председатель биржевого и ярмарочного Комитетов Нижегородской ярмарки.



Просмотров: 4112


<<< Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта
Петербургский историко-филологический институт >>>