Учебные заведения - Отделение теоретической и прикладной лингвистики - Достижения Отделения

09 февраля 2011


Оглавление:
1. Отделение теоретической и прикладной лингвистики
2. История Отделения
3. Программа
4. Достижения Отделения



За первые 22 года существования Отделения его преподавателями был внесён существенный вклад в развитие лингвистических исследований в СССР и подготовку нескольких поколений научных кадров. Можно перечислить по меньшей мере следующие общепризнанные достижения:

Создание научной школы

Была создана уникальная творческая атмосфера, в которой преподаватели, студенты и аспиранты ощущали себя единомышленниками, строящими «новую лингвистику», ставящими и решающими самые разные задачи описания языков и создания теорий языка. На Отделении не было догматизма и авторитарности, часто свойственных высшему образованию в гуманитарной сфере. Критерием научности служила не апелляция к авторитетам, а рациональная аргументация; студентов ориентировали не на усвоение готовых знаний, а на поиск и решение проблем; самостоятельная научная работа студентов начиная со II—III курса считалась на Отделении нормой. В результате очень большой процент выпускников Отделения успешно продолжали научно-исследовательскую работу, защищали кандидатские и докторские диссертации. В Москве выпускники Отделения работают практически во всех областях, так или иначе связанных с теоретической и прикладной лингвистикой, образуя влиятельное и сплочённое научное сообщество; многие успешно работают и за рубежом.

Олимпиады по лингвистике

Особую роль в жизни Отделения играли традиционные олимпиады для школьников по лингвистике и математике. Созданные по образцу математических олимпиад, они были основаны на жанре самодостаточных лингвистических задач, разработанном А. А. Зализняком и одним из первых выпускников Отделения А. Н. Журинским. Самодостаточная лингвистическая задача представляет собой совокупность языковых данных, которую решающий должен был проанализировать, опираясь не на известные ему сведения, а только на умение логически рассуждать и сопоставлять факты. Сильным эстетическим эффектом таких задач была возможность самостоятельно перевести специально подобранные тексты, например, на японском или шумерском языках человеку, никогда прежде об этих языках не слышавшему. Предполагалось, что самодостаточные задачи в значительной степени моделируют именно деятельность лингвиста нового типа, ориентированного на точные методы, эксплицитность и формализацию описания: они требуют не столько эрудиции, сколько умения рассуждать и делать выводы. В действительности, конечно, лингвистические задачи были лишь очень упрощённой моделью деятельности лингвиста, но их эстетический и педагогический эффект оказался очень высок: многие будущие студенты захотели прийти на Отделение и заниматься лингвистикой именно после того, как побывали на олимпиадах и познакомились со столь необычными задачами. Призёры олимпиад всегда охотно принимались на Отделение, и многие из них впоследствии стали значительными лингвистами.

Лингвистические экспедиции

Силами преподавателей и студентов Отделения была развернута масштабная работа по описанию и документации малоизученных языков народов России и бывшего СССР. Ежегодно организовывались лингвистические экспедиции в труднодоступные районы Сибири, Севера, Памира, Дагестана и др. места для полевой работы с носителями палеоазиатских, самодийских, финно-угорских, памирских, дагестанских, картвельских, абхазо-адыгских и др. языков. В результате этой работы были созданы образцовые грамматические описания целого ряда языков, ранее почти не документированных — селькупского, алюторского, хиналугского, арчинского и др. Особое место в этом ряду занимает трёхтомная грамматика арчинского языка, написанная под руководством и при активном участии А. Е. Кибрика; многие лингвисты утверждали, что после её выхода в свет маленький арчинский язык, на котором говорят жители одного аула в горном Дагестане, стал едва ли не самым полно описанным из «экзотических» языков земного шара. Помимо чисто научной и социально-культурной значимости таких экспедиций, они представляют собой очень мощное и нестандартное средство обучения студентов основам дескриптивной и теоретической лингвистики на практике. Опыт полевой работы с трудным и необычным материалом оказывается важнейшей школой для будущих профессиональных лингвистов. Не случайно среди выпускников Отделения так много специалистов по типологии и «экзотическим» языкам — тюркологов, уралистов, кавказоведов, африканистов, японистов, китаистов и др.: получив разностороннюю теоретическую и экспедиционную подготовку, выпускники Отделения впоследствии легко «справлялись» с любым языковым материалом.

В настоящее время экспедиционная деятельность активно продолжается — в ней участвуют студенты и преподаватели ОТиПЛ МГУ и ИЛ РГГУ. Это одно из самых плодотворных и жизнесопособных достижений Отделения.

Известные выпускники

  • Городецкий, Борис Юрьевич
  • Кривнова, Ольга Фёдоровна
  • Журинский, Альфред Наумович
  • Раскин, Виктор Витальевич
  • Кнорина, Лидия Владимировна
  • Поливанова, Анна Константиновна
  • Алпатов, Владимир Михайлович
  • Нечаева, Людмила Тимофеевна
  • Перцов, Николай Викторович
  • Войскунский, Александр Евгеньевич
  • Живов, Виктор Маркович
  • Крейдлин, Григорий Ефимович
  • Шелов, Сергей Дмитриевич
  • Дубнова, Елена Зиновьевна
  • Негневицкая, Елена Иосифовна
  • Соколовская, Наталья Ксенофонтовна
  • Столбова, Ольга Валерьевна
  • Барулин, Александр Николаевич
  • Бокадорова, Наталья Юрьевна
  • Демьянков, Валерий Закиевич
  • Казакевич, Ольга Анатольевна
  • Крючкова, Татьяна Борисовна
  • Муравьёва, Ирина Анатольевна
  • Пейрос, Илья Иосифович
  • Разлогова, Елена Эмильевна
  • Лунгин, Павел Семёнович
  • Алексеев, Михаил Егорович
  • Богуславский, Игорь Михайлович
  • Богуславская, Ольга Юрьевна
  • Кобозева, Ирина Михайловна
  • Погибенко, Тамара Григорьевна
  • Саввина, Елена Николаевна
  • Хелимский, Евгений Арнольдович
  • Зарецкая, Елена Наумовна
  • Орёл, Владимир Эммануилович
  • Беликов, Владимир Иванович
  • Грушкина, Елена Владимировна
  • Ежов, Александр Степанович
  • Иоанесян, Евгения Рафаэловна
  • Подлесская, Вера Исааковна
  • Старостин, Сергей Анатольевич
  • Фёдорова, Людмила Львовна
  • Латышева, Алла Николаевна
  • Муравенко, Елена Владимировна
  • Янко, Татьяна Евгеньевна
  • Борисова, Елена Георгиевна
  • Новикова, Марина Вильгельмовна
  • Надеина, Татьяна Михайловна
  • Дмитровская, Марина Алексеевна
  • Айхенвальд, Александра Юрьевна
  • Бергельсон, Мира Борисовна
  • Копчевская-Тамм, Мария Николаевна
  • Петрова, Зоя Юрьевна
  • Протасова, Екатерина Юрьевна
  • Шмелёв, Алексей Дмитриевич
  • Шмелёва, Елена Яковлевна
  • Базжина, Татьяна Вадимовна
  • Баранов, Анатолий Николаевич
  • Кронгауз, Максим Анисимович
  • Крылов, Сергей Александрович
  • Михеев, Михаил Юрьевич
  • Рахилина, Екатерина Владимировна
  • Тестелец, Яков Георгиевич
  • Галяшина, Елена Игоревна
  • Дыбо, Анна Владимировна
  • Егоров, Анатолий Михайлович
  • Зализняк, Анна Андреевна
  • Евграфова, Светлана Маратовна
  • Пирогова, Юлия Константиновна
  • Плунгян, Владимир Александрович
  • Поливанов, Константин Михайлович
  • Королёва, Марина Александровна
  • Мудрак, Олег Алексеевич
  • Дроздова, Ольга Евгеньевна
  • Кибрик, Андрей Александрович
  • Секерина, Ирина Алексеевна
  • Сумбатова, Нина Романовна
  • Куликов, Леонид Игоревич
  • Антонян, Ксения Владиславовна
  • Филипенко, Марина Витальевна
  • Богатырёва, Инна Ивановна
  • Рожанский, Фёдор Иванович
  • Бурлак, Светлана Анатольевна
  • Киселёва, Ксения Львовна
  • Крючкова, Татьяна Юрьевна
  • Иванова, Светлана Александровна
  • Казенин, Константин Игоревич
  • Татевосов, Сергей Георгиевич
  • Калинина, Елена Юрьевна
  • Лютикова, Екатерина Анатольевна
  • Коряков, Юрий Борисович
  • Майсак, Тимур Анатольевич
  • Архипов, Александр Владимирович
  • Пазельская, Анна Германовна
  • Шлуинский, Андрей Болеславович
  • Иванов, Михаил Юрьевич


Просмотров: 4725


<<< Пусанский университет иностранных языков