Учебные заведения - Омский государственный университет путей сообщения

08 февраля 2011


Оглавление:
1. Омский государственный университет путей сообщения
2. Известные выпускники



Омский государственный университет путей сообщения, ранее Омская государственная академия железнодорожного транспорта, а ещё ранее Омский институт инженеров железнодорожного транспорта.

Имеются диссертационные докторские и кандидатские советы, аспирантура. На территории ОмГУПС находится учебный полигон, представляющий собой участок железной дороги. На рельсах находятся два локомотива, пассажирский и грузовые вагоны.

После получения институтом статуса академии транспортная остановка около главного здания академии была переименована городским советом и получила название «Академия транспорта». В 1997 году академия получила статус университета, однако остановка по-прежнему называется «Академия транспорта».

История

История ОмГУПСа началась в Томске. В связи со строительством Транссибирской магистрали и началом её эксплуатации в апреле 1896 года Государственный совет Российской империи принимает решение учредить Томский технологический институт. 9 октября 1900 года в нём начались занятия. В ТТИ сначала готовили механиков, а затем — инженеров-строителей железнодорожного транспорта.

В июле 1930 года из двух его факультетов был создан самостоятельный вуз — Сибирский институт инженеров транспорта. День его создания и стал днём рождения ОмГУПСа.

СИИТ сделал первый выпуск уже по окончании первого учебного года, так как из Томского технологического института в него перешли не только учёные, педагоги, но и студенты транспортных специальностей. Этот выпуск составил всего 27 человек.

СИИТ первоначально состоял из двух факультетов — механического со специальностями:

  • тяговое хозяйство
  • проектирование паровозов
  • проектирование вагонов
  • ремонт паровозов и вагонов
  • ремонт и эксплуатация автомобилей и строительного, где были специальности:
  • изыскание и постройка железных дорог
  • эксплуатационно-путевое хозяйство
  • мосты и туннели
  • внутренние водные пути
  • безрельсовые пути.

В год образования в СИИТе занималось всего 370 человек, то уже в 1932 году там было 1072 студента. Появились и новые специальности.

1932 года стал ещё одной вехой в истории института: на базе путейско-строительного факультета образован Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, а сам СИИТ преобразован в Томский электромеханический институт инженеров транспорта. С тех пор и до переезда в Омск институт носил это название.

В 30-е годы в ТЭМИИТе до 80 % от общего числа учащихся составляли студенты, пришедшие с производства. Они много помогали железнодорожникам на каникулах, во время практики, в свободное от учёбы время работали членами паровозных бригад, создавали бригады по ремонту паровозов, студенческие смены в депо.

Свой немалый вклад в развитие железнодорожного транспорта внесли и учёные ТЭМИИТа. Это — отличная подготовка специалистов и научные изыскания, направленные на развитие стальных магистралей страны. А с именем учёного-тэмиитовца Н. И. Карташова связано новаторское движение на железнодорожном транспорте, развернувшееся в 30-е годы и получившее название «карташовское». Под его руководством учёные института изучали и обобщали передовой опыт тружеников стальных магистралей, ставили его на научную основу и обучали затем железнодорожников Томской дороги передовым методам труда в специально созданных стахановских школах.

Вуз получил щедрое наследие от своего родоначальника — Томского технологического института. Это научные, педагогические и гражданские традиции, которые формировались там. В СИИТе и ТЭМИИТе преподавали выдающиеся учёные, как профессор И. Н. Бутаков, которого называли отцом сибирских энергетиков; автор шеститомного «Курса паровозов» Н. И. Карташов, впоследствии заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Государственной премии СССР. Работали там профессора С. А. Введенский, Г. В. Ульянинский, А. Д. Еврейсков, который уже в 1930 году обосновал целесообразность электрификации железных дорог Кузбасса. Из Томского технологического пришли и талантливые молодые учёные М. Ф. Карасев, Р. А. Воронов, ставшие со временем гордостью института.

В годы Великой Отечественной войны ушли в действующую армию секретарь партбюро института В. С. Метальников; секретарь комитета ВЛКСМ, именной стипендиат А. С. Лисовский; преподаватель В. И. Клоков, удостоенный в 1945 году звания Героя Советского Союза; преподаватели В. И. и Ю. И. Тэттэры, В. У. Климович, Г. О. Смышляев; студенты В. И. Терещенко, И. В. Брицын, Л. А. Бочаров, В. И. Лахов, В. И. Рысев и многие другие.

За годы войны институт подготовил 775 инженеров железнодорожного транспорта. Студенты с 8 до 14 часов учились, с 14 до 20 часов работали на заводах, на строительстве подъездных путей. Тэмиитовцы помогали в уборке урожая, в ремонте городской телефонной сети, строительстве эвакуированных в Томск промышленных предприятий. В учебных мастерских было налажено производство корпусов мин, организовали сбор средств на постройку боевого самолёта «Тэмиитовец». Студенты вносили свои стипендии, а преподаватели — зарплату. Всего передали в Госбанк 135 тысяч рублей.

Под руководством профессоров Н. И. Карташова, П. А. Азбукина, доцентов А. Д. Белоусова, А. М. Дядькова, М. Ф. Карасева, В. М. Казаринова, В. А. Кельдюшева, В. А. Шваба, М. Ф. Черкашина, П. И. Михеева и других было выполнено более 100 научно-исследовательских разработок, имевших жизненно важное значение для железнодорожного транспорта и промышленности.

Многие студенты, вернувшись с фронта, успешно закончили курс и решили продолжить научную деятельность, стали преподавателями.

В послевоенные годы плодотворно работал профессор М. Ф. Карасёв — основатель большой научной школы, автор монографий и статей в советских и зарубежных изданиях. Значительный авторитет в научных кругах страны и за рубежом завоевали труды в области теоретической электротехники профессора Р. А. Воронова.

1961 год стал переломным в жизни ТЭМИИТа: чтобы приблизить институт к производству, его перевели в Омск — один из крупнейших железнодорожных узлов страны. Теперь вуз стал Омским институтом инженеров железнодорожного транспорта.

В этот период во главе его стоял учёный, педагог, руководитель — Александр Александрович Серёгин. Он был ректором вуза с 1953 по 1971 год. За это время был усовершенствован учебный процесс, открылись новые лаборатории, расширились и углубились научные исследования. С переездом института в Омск имя А. А. Серёгина сразу стало известно многим горожанам: началось строительство жилых домов для преподавателей, общежитий, столовой, лаборатории.

Главный корпус ОмГУПС

В 1990 году ОмИИТ — крупный железнодорожный вуз, где обучалось около четырёх тысяч студентов. В состав института входили 8 факультетов:

  • механический
  • электрического транспорта
  • электротехнический
  • автоматики и телемеханики
  • заочный
  • факультет повышения квалификации инженерных и руководящих кадров железных дорог
  • гуманитарный
  • факультет довузовской подготовки и профориентации.

В ОмИИТе открыт один из первых вузовских вычислительных центров. На 1990 год он был одним из наиболее оснащённых. Имелась высокопроизводительная ЭВМ четвёртого поколения ЕС-1036 с дисплейным классом, ЭВМ средней производительности ЕС-1022, пять студенческих вычислительных классов компьютеров. Всего же в ОмИИТе было более 150 персональных компьютеров. Библиотека вуза считалась одной из самых крупных вузовских библиотек. Библиотека была в числе трёх омских, имеющих право на получение обязательного платного книжного экземпляра.

В институте имелось 27 кафедр. На большинстве из них велись глубокие научные исследования по важнейшим проблемам железнодорожного транспорта. Так, учёные ОмИИТа впервые в СССР создали 12-пульсовый выпрямитель. Новшество оказалось настолько важным, что Министерством путей сообщения было принято решение выпускать его серийно и внедрять на сети железных дорог так же, как и другую разработку — станцию диагностирования вагонов, представленную на ВДНХ СССР и успешно действовавшую в вагонном депо Омск-Пассажирский. Широкое применение в отрасли нашло ещё одно детище омиитовцев — прибор для определения качества работы дизеля тепловоза, давший только за один год экономический эффект около двух миллионов рублей.

ОмИИТ неоднократно представлял свои научные разработки на международных выставках и на ВДНХ СССР, являлся организатором различных научных конференций, семинаров, совещаний, а его сотрудники — участниками международных и всесоюзных семинаров, конференций по различным проблемам технических и гуманитарных наук. Только за четыре года 12-й пятилетки в ОмИИТе было выполнено научно-исследовательских работ для народного хозяйства страны на сумму более 6 миллионов рублей, получено более 120 авторских свидетельств на изобретение. Стали ещё теснее связи вуза в производством. Способствовало этому создание учебно-научно-производственного комплекса «Западно-Сибирская железная дорога — НИИЖТ — ОмИИТ». Все выпускающие кафедры ОмИИТа получили филиалы на предприятиях железнодорожного транспорта или промышленности, где проводятся научные исследования и занятия со студентами. Поступившие в институт получили возможность слушать лекции учёных, внёсших немалый вклад в свою область науки: заслуженного деятеля науки техники РСФСР, профессора, доктора технических наук М. Г. Шалимова, профессоров, докторов науки И. И. Галиева, В. Н. Зажирко, М. Н. Лариной, А. С. Лисовского, В. Н. Лисунова, В. В. Лукина, О. К. Михайловой, В. П. Михеева, В. К. Окишева, В. А Четвергова. В ОмИИТе учились как заместитель председателя Госплана СССР А. Н. Бевзенко; участник Великой Отечественной войны, возглавлявший сектор ВНИИЖТа, доктор технических наук, профессор В. И. Гридюшко; проректор Винницкого политехнического института, доктор технических наук, профессор Е. А. Карпов; Герой Советского Союза, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук УССР, народный депутат СССР В. И. Клоков; зам. министра путей сообщения СССР Г. М. Коренко; начальник главка МПС В. В. Мунькин; работавший зам. министра путей сообщения СССР, лауреат Государственной премии, доктор технических наук Б. Д. Никифоров; Герой Социалистического Труда, бывший начальник Западно-Сибирской железной дороги Н. П. Никольский; Герой Советского Союза, работавший зам. начальника Председателя Совета Министров Бурятской АССР, председатель Госплана республики В. П. Убеев. Их имена занесены в Книгу почёта, хранящуюся в музее института.



Просмотров: 4594


<<< Иркутский государственный университет путей сообщения
Ростовский государственный университет путей сообщения >>>