Учебные заведения - Московский физико-технический институт
08 февраля 2011Оглавление:
1. Московский физико-технический институт
2. Система Физтеха
3. Система привлечения и отбора одарённых учащихся
4. Факультеты
5. Здесь учились
российский университет в Долгопрудном и Жуковском, Московской области и в Москве, преимущественно технической направленности, один из 39 национальных исследовательских университетов. Также известен как Физтех. Иногда его называют «русским MIT». Отличительной чертой учебного процесса в МФТИ является так называемая «система Физтеха», нацеленная на подготовку учёных и инженеров для работы в новейших областях прикладной и теоретической физики, прикладной математики, направление «Прикладные математика и физика». В настоящее время также готовятся специалисты по направлениям «Системный анализ и управление», «Информатика и вычислительная техника», «Компьютерная безопасность». В 2009 году открылось новое направление «Прикладная математика и информатика».
История
У истоков создания института стояли члены АН СССР, Нобелевские лауреаты П. Л. Капица, Н. Н. Семёнов, Л. Д. Ландау, а также С. А. Христианович. Их целью была реализация новой системы подготовки научных работников.
Подобная система была частично реализована в 1920-х годах на физико-механическом факультете Ленинградского политехнического института, с базой в Физико-техническом институте АН СССР, директором которого и деканом факультета был А. Ф. Иоффе, а его заместителем П. Л. Капица. На необходимость такой системы подготовки в дальнейшем указывали видные советские учёные, предлагавшие создать в стране учебное заведение нового типа — высшую политехническую школу. По замыслу учёных, это учебное заведение должно было готовить инженеров проектных бюро, инженеров-исследователей для промышленности, промышленных лабораторий и научно-исследовательских институтов, а также будущих руководителей специальных кафедр вузов. Было подготовлено даже постановление о создании Физико-технического института, но началась Великая Отечественная война.
Академик Аксель Иванович Берг вспоминал:
…1943 год. Мне было предложено возглавить работы по проектированию и производству радиолокационных станций в стране. Мы имели большие полномочия, но не хватало кадров всех уровней и квалификаций.
…Сроки подготовки инженеров в имеющихся в Москве вузах были слишком большими… Был предложен совершенно новый метод: прикомандировать студентов для теоретической, экспериментальной и практической работы к нашим новым институтам и лабораториям и включить их, таким образом, непосредственно в практическую работу. Таким образом, будущие специалисты начали трудиться рядом с нашими учёными, конструкторами, лабораторными работниками, которые помогали и словом и делом, а студенты получили возможность с первых же дней знакомиться с содержанием и трудностями предстоящей им самостоятельной и коллективной работы
— Цит. по кн.: А. А. Щука, «Физтех и физтехи», 2010, с. 18
После окончания Великой Отечественной идея создания нового учебного заведения всё сильнее поддерживалась многими учёными. Их мысли обобщил Пётр Леонидович Капица в письме Председателю Совета народных комиссаров СССР товарищу Сталину от 1 февраля 1946 года. Кроме общей неудовлеторительности существовавшего положения дел Капица указывал, что «ряд директоров вещущих научных институтов Москвы счёл жизненно необходимым для дальнейшего роста и развития своих институтов предпринять шаги для подготовки кадров своими силами». Кроме этого в письме впервые упоминаются принципы «системы Физтеха»:
- тщательный отбор одарённых и склонных к творческой работе представителей молодёжи;
- участие в обучении ведущих научных работников и тесном контакте с ними в их творческой обстановке;
- индивидуальный подход к отдельным студентам с целью развития их творческих задатков;
- ведение воспитания с первых же шагов в атмосфере технических исследований и конструктивного творчества с использованием для этого лучших лабораторий страны.
— П. Капица. Председателю Совета народных комиссаров СССР Тов. И. В. Сталину, ,
Следует отметить, что с самого начала Капица ратовал за создание института как независимой организации, управляемой советом директоров базовых институтов, не веря что новая система сможет существовать в рамках обычного учебного заведения. 10 марта 1946 года за подписью И.В. Сталина Совнарком СССР принял постановление «Об организации Высшей физико-технической школы СССР» с планом начать занятия 1 сентября 1946 года. Было создано Правление школы, включающее академиков А. И. Алиханова, С. И. Вавилова, И. М. Виноградова, П. Л. Капицу, И. В. Курчатова, Н. Н. Семёнова, С. А. Христиановича. Несмотря на сопротивление новым идеям среди чиновников аппарата Министерства высшего образования, работа по созданию ВФТШ продвигалась.
Серьёзные перемены в плане произошли летом 1946 года. В августе приказом Совмина подписанным Сталиным Капица был отстранён от должности директора Института физических проблем. Предполагается, что его опала и недоверие к тому, что во многом было его идеями и инициативой, привела к отмене решения о создании ВФТШ как независимого вуза и созданию нового учебного заведения как факультета МГУ. Постановлением Совмина СССР от 25 ноября 1946 года «О мероприятиях по подготовке высококвалифицированных специалистов по важнейшим разделам современной физики» был создан физико-технический факультет МГУ им. Ломоносова. Дата этого постановления считается официальной датой создания Физтеха. Проректором МГУ по спецвопросам был Сергей Алексеевич Христианович, а первым деканом Физико-технического факультета профессор Дмитрий Юрьевич Панов.
О штатах профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала ФТФ МГУФакультет был организован в недостроенном, обвалившеемся и обгоревшем трёхэтажном учебном корпусе МАТИ на станции Долгопрудная. Также факультету было передано общежитие МАТИ. Как пишет Щука, Пётр Леонидович Капица, возможно, видел в удалённости Долгопрудного от Москвы возможность создания подобия Кембриджского университетского городка.
О мерах по укреплению учебно-материальной базы ФТФ МГУ