Учебные заведения - Лицей Вторая школа

09 февраля 2011





История

1956—1971

Школа № 2 была основана в 1956 в новом районе Москвы. Первый директор — Овчинников Владимир Фёдорович.

Физико-математическая специализация школы началась с того, что директором было организовано прохождение производственной практики учениками по специальности "радиомонтажник" в одном из институтов Академии наук СССР. Такое решение вызвало приток в школу детей сотрудников расположенных на Ленинском проспекте академических институтов. В свою очередь, родители этих детей привлекались в школу в качестве лекторов и преподавателей.

В школе не было младших классов, и за счет этого удавалось содержать гораздо большее количество старших классов, чем в обычных московских школах. Приём в эти классы производился на конкурсной основе по результатам собеседований.

Занятия, особенно по математике, часто вели ведущие ученые — проф. Е. Б. Дынкин, член-корр. И. М. Гельфанд и др. Гуманитарный цикл преподавали Ф.А.Раскольников, А.А.Якобсон, И.С.Збарский и др. В школе функционировал театр, проходили публичные лекции и концерты. Таким образом, в школе образовалось сообщество неординарных учителей и учеников со свободным взглядом на мир, на окружающую социалистическую действительность. Но в те времена всякое самостоятельное суждение, да ещё в общеобразовательном учреждении, считалось посягательством на основы государственного устройства. В связи с этим в 1971 году из школы с соответствующими взысканиями были уволены директор В.Ф.Овчинников и все его заместители. Владимир Фёдорович в день своего увольнения собрал всех работавших в тот день учителей и призвал их не покидать школу во имя сохранения коллектива и духа "Второй школы". Тем не менее вслед за уволенными ушли и многие ведущие учителя. Но не все: "Вторая школа" продолжила своё существование.

1971—1992

Школа сохранила статус физико-математической. Среди тех, кто не оставил школу вслед за уволенным руководством, был учитель физики Рудольф Карлович Бега, впоследствии 7-кратный Соросовский учитель, проработавший во "Второй школе" 42 года до своей смерти в 2002 году. Именно он все эти годы боролся за сохранение статуса физико-математической школы, препятствовал попыткам её коммерциализации в 90-е годы. Воспитал множество учеников. Двое из них стали его соавторами при написании учебника "Электростатика". Его именем названа открытая конференция учебно-исследовательских работ школьников, ежегодно проводимая во "Второй школе" с 2003 года.

Также не покинули школу учителя математики З.И.Фотиева и Г.А.Чувахина, физики - Г.А.Ефремова, английского языка - И.Я.Вайль и А.И.Даурова, физкультуры - И.А.Шелевич. Все они работали в школе ещё долгие долгие годы и составляли её костяк.

Вновь набранные на место уволенных и ушедших учителей влились в коллектив "Второй школы" и поддерживали её статус, хотя давление сверху продолжалось. Среди тех, кто пришёл в школу в эти годы и до сих пор работает в ней: словесники Г.С.Тарицына и Г.И.Еселева, математик А.И.Балабанов, географ А.И.Алексеев, химик К.Е.Домео. Периодически назначались новые директора, призванные нивелировать отличия от стандарта. Но по-прежнему большинство выпускников поступало в МГУ, МФТИ, МИФИ и другие ведущие вузы.

В 1979 году были введены младшие классы, что привело к уменьшению числа профильных классов. В середине 80-х годов годов оставалось всего по два старших класса. Конкурсный набор сохранялся. С 1982 года один из двух старших физико-математических классов набирали в девятый класс, а не в шестой. К концу 80-х годов набор младших классов был отменён.

1992—2002

В августе 1992 года школа № 2 была преобразована в Государственный лицей «Вторая школа». Директором лицея был назначен её выпускник 1975 года Пётр Вадимович Хмелинский. В школу было привлечено значительное количество новых учителей. Многие из них успешно работают по сей день: математики С.И.Васянин, А.И.Васянина, М.А.Волчкевич, С.В.Резниченко, физики А.Р.Зильберман и А.В.Кубышкин, словесники Н.И.Пегова и И.В.Селиванова, историк Е.В.Те, химик В.В.Завьялов, биолог Ю.А.Рудик, информатик В.В.Ильин. В школе была применена демократическая схема управления. Стратегическое руководство директора опиралось на профессионализм кафедральной системы по образцу вузовской. Кафедры возглавили ведущие учителя.



Просмотров: 3370


<<< Лицей информационных технологий 1537