Учебные заведения - Лицей (Обнинск) - Критика Лицея

03 марта 2011


Оглавление:
1. Лицей (Обнинск)
2. История
3. Образовательная концепция Лицея
4. Успехи
5. Критика Лицея
6. Директора
7. Учителя
8. Известные ученики



Основная критика Лицея сводится к эклектичности и противоречивости образовательной концепции, очевидным уже на уровне изменений названия учебного заведения, и авторитарности руководства второго директора учебного заведения — Р. П. Маслевской.

Критика образовательных технологий Лицея

Самым последовательным критиком образовательных технологий «гуманитарного периода» Лицея стал учитель г. Чапаевска Самарской области Дмитрий Ильич Корнющенко, автор «интегральной диалогики» — собственной концепции гуманитарного образования:

...В «Современных образовательных технологиях» рассмотрены и описаны 50 педагогических технологий. Не претендуя на анализирование всего объема книги, мы остановились только на семи из них <...> Каково наше резюме? Только две из этих семи, на наш взгляд, являются подлинно самобытными, оригинальными, далеко выходящими за привычные рамки школьного обучения и воспитания, и способными изменить прежде всего рутинные формы гуманитарного образования, а, значит, предоставить простор для гуманизации и гуманитаризации образования, без упоминания которых не обходится ни одна из существующих ныне педагогических технологий. Эти две технологии: «Диалог культур» В. С. Библера и С. Ю. Курганова и «Вальдорфская педагогика» — пусть и не в штейнерианском варианте, который ныне, тем более в России, просто не досягаем, но возможен в тех интерпретациях, которые приведены Г. К. Селевко. Другие рассмотренные технологии, с нашей точки зрения, представляют из себя обычный, но хорошо организованный и структурированный учебно-воспитательный процесс, направляемый умелым, опытным и, как правило, авторитарным лидером. Умело осуществляемая таким лидером модификация процесса образования и воспитания в том или ином направлении и создает представление о присутствии в деятельности школы педагогической технологии под тем или иным наименованием. И её наполняемость зависит именно от воли лидера, чаще всего директора школы. Такую ситуацию, например, мы наблюдали в школе № 6 г. Обнинска Калужской обл. на Всероссийском семинаре «Нетрадиционные методы обучения и воспитания» в октябре 1990 г. <...> Участники семинара могли оценить в работе школы № 6 и методы интеграции, охватывающие все содержание учебного плана, и формы эстетического воспитания во всех видах деятельности учащихся, и суггестивную педагогику — средство нравственного воспитания, и отделение вальдорфской педагогики в начальных классах, и методы самовоспитания и саморегуляции у старшеклассников... И все эти, вызывающие полное педагогическое уважение и признание технологические приемы находились в жёстких руках генерального директора УВК Р. П. Маслевской. Её не очень беспокоило то обстоятельство, что составляющие элементы технологии обучения и воспитания, применяемые в школе, не только не согласуются друг с другом, но и прямо противоречат друг другу. Беспокойство же не возникало по той причине, что директор как педагог-теоретик не владела основными понятиями и тонкостями тех структур, которыми она управляла, что легко можно было обнаружить во время изложения ею доклада «Развитие личности в условиях УВК — развитие духовного мира ребёнка». Р. П. Маслевская была типичным «крепким советским руководителем» с такими же типичными патриархальными замашками, которые волей-неволей самого строптивого учителя заставят делать то, что хочет «мать-командирша», а не то, что хочет делать он сам. С равным успехом она могла бы руководить и добиваться прекрасных результатов в любой сфере: культуры, быта, экономики и т. п.

Критика названия

Школа дважды в течение девяти лет поменяла название, что для общеобразовательной школы, имидж которой нарабатывается десятилетиями, равносильно почти полной потере бренда.

Переименование средней школы № 6 в «Гуманитарный лицей» произошло в 1992 году — в период моды на переименования в сфере образования. В большей степени это коснулось высшего образования, в меньшей — среднего образования. При относительно небольшом количестве школ в Обнинске можно было предположить, что лицей на весь город может быть и остаться один. Но даже в этом случае именная школа получила обезличенное название «гуманитарный лицей». В это же время многие школы по стране переименовывались в лицеи, оставляя при этом в качестве основного отличительного признака свои номера. Сила прежнего и невнятность нового бренда были таковы, что в публичном пространстве школе давали следующие названия:

  • Школа № 6 Обнинск
  • Лиц. 6 гуманитарный
  • Школа № 6 Гуманитарный лицей Обнинск
  • Лицей № 6 Гуманитарный Лицей Обнинск
  • Школа № 6 Гуманитарный Центр Обнинск
  • Cпецшкола № 6 Гуманитарный Центр Обнинск
  • Школа № 6 Обнинская Свободная Школа
  • Гуманитарная гимназия

Переименование в 2001 году «Гуманитарного лицея» в «Лицей» ещё более усугубило ситуацию. Теперь его стало сложно отличать от появившихся в Обнинске лицея «Держава», Технического лицея и Физико-математического лицея. В прессе иногда использовалось название «Обнинский лицей» с почти непременным добавлением в скобках «школы № 6». Официальное название «МОУ "Лицей"» использовалось почти исключительно в официальных документах. «Недоназванность» Лицея видна даже в его официальной электронной почте, в которой использована часть современного официального названия «МОУ» и бывший номер школы: mou.06@mail.ru. Так же, «МОУ № 6», Лицей иногда называют в СМИ и пресс-службе администрации Обнинска.

Основное изменение, которое закладывалось при переименовании школы № 6 в «Гуманитарный лицей» в 1992 году, касалось гуманитарного перепрофилирования школы. Это фундаментальное изменение также вступило в противоречие с ныне принятой в России практикой наименования профильных общеобразовательных школ. Так, гуманитарную направленность имеют гимназии, технико-естественную — лицеи. Переименование в 2001 году «Гуманитарного лицея» в «Лицей» фактически предопределило очередное изменение профиля школы. Начальник управления общего образования города Обнинска так и пишет в своей статье в 2010 году:

Лицей, как учебное заведение, предполагает технико-естественное научное направление. Речь идет о «Державе» и «Обнинском лицее».

Косвенным образом это подтверждается публичным докладом МОУ «Лицей» за 2009 год:

Более половины выпускников поступает на технические и естественные факультеты ВУЗов.



Просмотров: 7545


<<< Школа 4 (Обнинск)
Школа 10 (Набережные Челны) >>>