Учебные заведения - Иоасаф (Горленко) - Сочинения

27 февраля 2011


Оглавление:
1. Иоасаф (Горленко)
2. Сочинения
3. Наследие



Оставил краткую автобиографию, фамильные записки, стихотворный диалог «Брань семи добродетелей с семью грехами смертными», одно поучение, несколько писем и окружных посланий. Биография Иоасафа, составленная его родственником, известным украинским писателем Г. Ф. Квиткой, издана в Киеве в 1836 году и потом много раз переиздавалась; другая биография — Кульжинского, 1883 год. Важный биографический материал по консисторским документам находится в «Историко-статистическом описании Харьковской епархии», архиепископа Филарета.

Почитание и прославление

Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Гравюра. 1865 г.

Будучи истинно добрым пастырем, Иоасаф ещё при жизни пользовался благоговейным уважением паствы за истинно благочестивую и подвижническую жизнь. Спустя 2 года по погребении Иоасафа некоторые из духовных чинов кафедрального собора, зная святую жизнь архипастыря, тайно пошли в его усыпальницу и открыли гроб, обнаружив не только тело святителя нетленным во всех своих составах: но и его одежд, покрова и самого гроба не коснулось даже малейшее тление, хотя и чувствовалась достаточная сырость в воздухе при открытии склепа.

В течение более полутора веков хранились его нетленные мощи в Троицком соборе монастыря в Белгороде. Почитание Иоасафа в народе как святого и чудотворца, вокруг имени которого сложился ряд сказаний, а также исцеления и чудеса совершившиеся у его гроба и на могиле послужили основанием для многочисленных прошений о его канонизации.

В декабре 1908 года епископ Курский Питирим представил Святейшему Синоду ряд прошений о прославлении епископа Иоасафа от духовенства и мирян. Синодом была образована комиссия под председательством Питирима; на основании представленных свидетельств и акта освидетельствования мощей синод направил всеподданнейший доклад, на котором 10 декабря 1910 года Николай II начертал: «<...> Приемлю предложения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием».

Рака для св. мощей Святителя Иоасафа Белгородского и сень над нею в Свято-Троицком соборе были изготовлены по проекту арх. Покровского В.А.;

Торжества канонизации и открытия мощей состоялись 4 сентября 1911 года при Курском Преосвященном Питириме и викарном Белгородском епископе Никодиме в присутствии Елисаветы Феодоровны и Константина Константиновича.

1 декабря 1920 года, во исполнение постановления Народного комиссариата юстиции от 23 августа 1920 года «О ликвидации мощей», состоялось вскрытие мощей святителя под руководством специально назначенной комиссии. Комиссия составила официальный акт, подписанный её членами и опубликованный в «Курской правде» за 10 декабря 1920 года. Мощи были отправлены в Москву, в Музей Наркомздрава на Петровке, затем в антирелигиозный музей. В 1930-х годах их перевезли в Ленинград и поместили в экспозицию Музея истории религии и атеизма в бывшем Казанском соборе.

В конце февраля 1991 года мощи были обнаружены в запаснике музея и идентифицированы по акту вскрытия мощей и иным документам. До 10 августа 1991 года мощи пребывали в Преображенском соборе Ленинграда, после чего доставлены, чрез Москву и Курск, в Белгород. С 17 сентября 1991 года находятся в Преображенском соборе Белгорода.

Память: 10 декабря и 4 сентября.



Просмотров: 3837


<<< Иоанн Тобольский
Иоиль (Быковский) >>>