Учебные заведения - Иоанн Тобольский - Иконография

09 февраля 2011


Оглавление:
1. Иоанн Тобольский
2. Почитание и прославление
3. Иконография
4. Сочинения



Портрет-парсуна конца XVII — начала XVIII веков
Икона, ок. 1916 года, Курганский художественный музей
Шитая икона, 1916 год

Иконография святителя Иоанна Тобольского сложилась после его канонизации. Первые его иконописные изображения были созданы в 1916—1917 годах в Сибири и на Украине, бывших местами его церковного служения. За основу иконописных изображений были взяты сохранившиеся ранние живописные изображения митрополита Иоанна.

Известен прижизненный портрет-парсуна Иоанна, написанный в конце XVII — начале XVIII веков. Считается, что на нём наиболее точно переданы черты облика святителя. Сам портрет не сохранился, изображение известно по публикациям начала XX века. Портрет относится к традиционным образцам украинской портретной живописи. На нём Иоанн изображён в сане архиепископа Черниговского. Он облачён в богатое архиерейское облачение, в правую руку помещён архиерейский жезл, в левую — крест. По сторонам от святителя изображены герб и монограмма. Из особенностей внешности выделяются крупное телосложение, нос с горбинкой, небольшие глаза с острым взглядом из-под бровей.

В Тобольске после смерти Иоанна был выполнен ряд его портретов, которые помещались у его гробницы. К ним относятся:

  • оплечный портрет в белом клобуке;
  • портрет-парсуна в клобуке, с крестом и посохом в руках;
  • изображение с надписью и вензелем с деревянного надгробия.

При подготовке к канонизации митрополита Иоанна епископ Варнава в марте 1916 года получил от Синода поручение представить «иконное изображение святителя Иоанна, соответствующее историческим сведениям о святителе, для одобрения, как образца для иконы». Было представлено 7 изображений, и комиссия в качестве образца для написания икон выбрала гравюру к биографии митрополита Иоанна, опубликованную в журнале «Странник». На ней представлено поясное изображение святителя в белом клобуке, мантии, с панагией, правая рука сложена в благословляющем жесте, а в левую помещён архиерейский жезл без сулока.

К торжественной канонизации святителя «Тобольский епархиальный книжный склад в мае заказал иконы святителя Иоанна лучшим петроградским и московским живописцам». Их выполнили как в аналойном, так и иконостасном размерах. К июлю 1916 года эти иконы украсили храмы Тобольской епархии. Одна из этих икон использовалась в чине канонизации.

В 1910-е годы сложились два типа иконографии Иоанна Тобольского:

  1. основанный на черниговской парсуне конца XVII — начала XVIII веков. Иконы, написанные на её основе, появились на Украине и затем попали в Сибирь, где широкого распространения не получили.
  2. основанный на выбранной Синодом гравюре и тобольских портретах святителя. На них святитель Иоанн имеет крупные черты лица, его архиерейская мантия обычно синяя, белый клобук украшен крестом. Святитель может быть изображён предстоящим в молении Иисусу Христу, которого изображают в верхнем левом углу иконы в облачном сегменте.

После установления в 1984 году празднования Собору Сибирских святых изображение Иоанна Тобольского было помещено иконописцами мастерской Московской Патриархии в центре первого ряда святых на иконе этого праздника. В конце 1990-х годов начали писать иконы святителя Иоанна на основе классического древнерусского канона, взяв за образец житийную икону святителя Алексия работы Дионисия, созданную в 1480-х годах. Такие иконы были написаны в иконописных школах Тобольской духовной семинарии и Московской Духовной академии.



Просмотров: 4378


<<< Иоаникий (Галятовский)
Иоасаф (Горленко) >>>