Учебные заведения - Иоанн Тобольский - Иконография
09 февраля 2011Оглавление:
1. Иоанн Тобольский
2. Почитание и прославление
3. Иконография
4. Сочинения
Иконография святителя Иоанна Тобольского сложилась после его канонизации. Первые его иконописные изображения были созданы в 1916—1917 годах в Сибири и на Украине, бывших местами его церковного служения. За основу иконописных изображений были взяты сохранившиеся ранние живописные изображения митрополита Иоанна.
Известен прижизненный портрет-парсуна Иоанна, написанный в конце XVII начале XVIII веков. Считается, что на нём наиболее точно переданы черты облика святителя. Сам портрет не сохранился, изображение известно по публикациям начала XX века. Портрет относится к традиционным образцам украинской портретной живописи. На нём Иоанн изображён в сане архиепископа Черниговского. Он облачён в богатое архиерейское облачение, в правую руку помещён архиерейский жезл, в левую крест. По сторонам от святителя изображены герб и монограмма. Из особенностей внешности выделяются крупное телосложение, нос с горбинкой, небольшие глаза с острым взглядом из-под бровей.
В Тобольске после смерти Иоанна был выполнен ряд его портретов, которые помещались у его гробницы. К ним относятся:
- оплечный портрет в белом клобуке;
- портрет-парсуна в клобуке, с крестом и посохом в руках;
- изображение с надписью и вензелем с деревянного надгробия.
При подготовке к канонизации митрополита Иоанна епископ Варнава в марте 1916 года получил от Синода поручение представить «иконное изображение святителя Иоанна, соответствующее историческим сведениям о святителе, для одобрения, как образца для иконы». Было представлено 7 изображений, и комиссия в качестве образца для написания икон выбрала гравюру к биографии митрополита Иоанна, опубликованную в журнале «Странник». На ней представлено поясное изображение святителя в белом клобуке, мантии, с панагией, правая рука сложена в благословляющем жесте, а в левую помещён архиерейский жезл без сулока.
К торжественной канонизации святителя «Тобольский епархиальный книжный склад в мае заказал иконы святителя Иоанна лучшим петроградским и московским живописцам». Их выполнили как в аналойном, так и иконостасном размерах. К июлю 1916 года эти иконы украсили храмы Тобольской епархии. Одна из этих икон использовалась в чине канонизации.
В 1910-е годы сложились два типа иконографии Иоанна Тобольского:
- основанный на черниговской парсуне конца XVII начала XVIII веков. Иконы, написанные на её основе, появились на Украине и затем попали в Сибирь, где широкого распространения не получили.
- основанный на выбранной Синодом гравюре и тобольских портретах святителя. На них святитель Иоанн имеет крупные черты лица, его архиерейская мантия обычно синяя, белый клобук украшен крестом. Святитель может быть изображён предстоящим в молении Иисусу Христу, которого изображают в верхнем левом углу иконы в облачном сегменте.
После установления в 1984 году празднования Собору Сибирских святых изображение Иоанна Тобольского было помещено иконописцами мастерской Московской Патриархии в центре первого ряда святых на иконе этого праздника. В конце 1990-х годов начали писать иконы святителя Иоанна на основе классического древнерусского канона, взяв за образец житийную икону святителя Алексия работы Дионисия, созданную в 1480-х годах. Такие иконы были написаны в иконописных школах Тобольской духовной семинарии и Московской Духовной академии.
Просмотров: 4378
|