Учебные заведения - Хруцкий, Иван Фомич - Творческая деятельность

08 февраля 2011


Оглавление:
1. Хруцкий, Иван Фомич
2. Творческая деятельность
3. Память



«Натюрморт с вазой»
«Натюрморт с птичкой»
«Старуха, вяжущая чулок»
«Семейный портрет»
«В комнате»
«Портрет неизвестной в белом платье с книгой»

Иван Фомич Хруцкий известен как художник работавший в русле русской академической школы. В историю искусства он вошёл своими натюрмортами.

Первые датированные этюды художника — «Натюрморт с вазой» и «Натюрморт с птичкой» — относятся к 1832 году. Главное направление творчества Хруцкого в это период — работа над натюрмортом, именуемым в официальных документах как «живопись цветов и фруктов». В это время он создаёт группу похожих по стилю работ — «Плоды и птичка»; «Фрукты»; «Виноград и фрукты», «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном», которые отличались простотой композиции.

Вскоре И. Ф. Хруцкий перешёл от ранних постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, к значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов: «Цветы и плоды»; «Натюрморт со свечой», «Цветы и фрукты», «Плоды, фрукты, битая дичь»,.

В 1836 году за картину «Цветы и плоды» И. Хруцкий был награждён Академическим Советом большой серебряной медалью. В том же году ему было присвоено звание свободного художника «во внимание к хорошим сведениям в ландшафтной живописи». Пейзажной живописью Иван Хруцкий занимался на протяжении всего последующего творчества.

Часто пейзаж служил фоном в портретах и жанровых полуфигурах художника. Так, в наиболее значительной его работе 1830-х годов — «Портрет жены с цветами и фруктами» — молодая женщина изображена у стола, заставленного корзинами с плодами, графином с водой и букетом в керамической вазе. Фоном для всей сцены служит осенний пейзаж, решённый в багряных тонах. Подобная композиция, представляющая собой некий синтез жанрового портрета, натюрморта и пейзажа, появилась у Хруцкого как дань романтизму.

Ели работа И. Хруцкого «Портрет жены» стоит ближе к академическому направлению, представленному такими художниками, как К. П. Брюллов и Ф. А. Бруни, то другая картина «Старуха, вяжущая чулок» сближает его с художниками, не имевшими академического образования, например, с А. Г. Венециановым и особенно В. А. Тропипиным. В 1838 году за эту работу, а также за натюрморт «Цветы и плоды» Иван Хруцкий был награждён малой золотой медалью.

24 сентября 1839 года И. Ф. Хруцкий «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей» был удостоен звания академика живописи. С этого времени Хруцкий перестает писать эффектные натюрморты.

После переезда в Полоцкую губернию Хруцкий не оставляет занятий живописью, однако теперь в его работах преобладает иная ориентация и иные направления. С 1845 по 1855 годы художник выполнил большое количество работ по заказам своего покровителя — литовского митрополита Иосифа Семашко. Он пишет иконы для Александро-Невского собора в Ковно, для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе, пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно; для архиерейского дома в Вильно — 32 портрета лиц духовного звания. Для городской и загородной резиденций митрополита Иван Фомич исполнял виды Вильно и его окрестностей, натюрморты и интерьеры, копии с картин европейских мастеров. В этот период Хруцкий принимает участие в издании так называемого «Виленского альбома» Я. К. Вильчинского — серии литографированных городских видов, выпущенных в Париже.

Ещё одна линия творчества художника в это время представлена изображением интерьеров — своеобразным жанром «в комнатах»: «Мастерская художника», «Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря», «В комнате», «В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого Захарничи».

Также в этот период художник часто пишет портреты, которые, как правило, введены в его «интерьеры». В собственно портретном творчестве Хруцкий проявляет себя мастером несколько суховатым и натуралистичным, учеником скорее западной, чем русской школы. Таковы портреты Иосифа Семашко, Потираловской, неизвестного молодого человека. Портрет Миколая Малиновского — возможно, лучший из созданного им в портретном жанре. Здесь так же, как и в «Автопортрете», написанном за год до смерти, Хруцкий усиливает выразительность удачным использованием контрастного освещения — приём, к которому художник прибегал довольно часто.

Кроме единичных, персональных изображений Хруцкий пишет также групповые портреты. Образцом произведений такого рода может служить «Семейный портрет» с его суховатой тщательностью в прорисовке деталей и строгой объективностью в передаче сходства изображённых. Семейная группа представлена на фоне паркового пейзажа. В колористическом отношении это хорошо сгармонированная работа, решённая в сдержанных, приглушённых тонах.

Некоторые работы Н. И. Хруцкого

«Вид на Елагином острове в Петербурге»
  • «Натюрморт с вазой»
  • «Натюрморт с птичкой»
  • «Плоды и птичка»
  • «Фрукты»
  • «Виноград и фрукты»
  • «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном»
  • «Портрет мальчика»
  • «Портрет молодой женщины с корзиной»
  • «Цветы и плоды»
  • «Натюрморт со свечой»
  • «Цветы и фрукты»
  • «Плоды, фрукты, битая дичь»
  • «Портрет жены с цветами и фруктами»
  • «Старуха, вяжущая чулок»
  • «Вид на Елагином острове в Петербурге»
  • «Портрет П. Е. Рубцова»
  • «Портрет А. М. Рубцовой»
  • «Натюрморт»
  • «Натюрморт с подсвечником, цветами и фруктами»
  • «Вид в имении»
  • «Мастерская художника»
  • «Битая дичь, овощи и грибы»
  • «Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря»
  • «В комнате»
  • «Семейный портрет»
  • «В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого Захарничи»
  • «Портрет Миколая Малиновского»
  • «Автопортрет»


Просмотров: 4381


<<< Поклевский-Козелл, Альфонс Фомич
Барщевский, Ян >>>