Учебные заведения - Эльснер, Фёдор Богданович

08 февраля 2011


Оглавление:
1. Эльснер, Фёдор Богданович
2. Николаевское инженерное училище
3. Семья и потомки



Фёдор Богданович фон Эльснер, Берлин — 1832, Санкт-Петербург) — барон, военный инженер, полковник и с 1820 года генерал-майор. В русской истории наиболее известен как преподаватель военных наук в Императорском Царскосельском Лицее в 1816—1819 годах.

Биография

Происходил из немецких дворян Австрийской империи. Окончил дворянскую военную академию в Лигнице и вступил в инженерный корпус прусской армии. В начале 1790-х годов был на польской службе. Сражался под командованием Тадеуша Костюшко и был его адъютантом. При поражении восстания Костюшко в октябре 1794 года попал в русский плен. Перешел на русскую службу в чине капитана в феврале 1795 года.

Несколько лет провел в Шкловском кадетском корпусе инспектором классов. В январе 1803 года утвержден экстраординарным профессором военных наук Дерптского университета, где преподавал с большим успехом. Входил в состав Комитета для наблюдения за постройкой университетских зданий. В 1805 г. был избран деканом двух отделений философского факультета. Современники особо отмечали изготовленные им наглядные пособия — фортификационные модели и макеты. В 1809 году изготовил ряд моделей для Кадетского корпуса в Петербурге, за что был награжден орденом Владимира 4-й степени.

Участвовал в Отечественной войне 1812 года. В ноябре 1812 г. был назначен обер-квартирмейстером и полковником армии корпуса маркиза Ф.О.Паулуччи, прикрывавшего Ригу. В 1813—1815 годах был военным комендантом Риги и Кенигсберга.

В августе 1815 г. Эльснер был определен в инженерный корпус с чином полковника и направлен в главную квартиру русской армии в Париже, откуда в 1816 году вернулся в Санкт-Петербург и был назначен преподавателем военных наук в Императорский Царскосельский лицей и Лицейский Благородный пансион.

Его курс полевой и долговременной фортификации и артиллерии составлял часть физико-математических дисциплин. Эльснер ценил в военном инженере не только добросовестность и дисциплинированность, но и самостоятельность мысли и творческую инициативу:

Способ /…/ укреплять малые города требует столько расторопности и творческого ума, что невозможно постановить общих правил. /…/ Здесь дар изобретения должен заменять правила, и вероятно всегда в оном успеет, если не будет стеснен недостатком в средствах и времени, без которых нельзя ничего порядочного произвести; ибо поговорка „сделать как-нибудь“ должна быть инженеру вовсе чужда.

Эльснер оставил заметный след в памяти лицейских воспитанников первого «пушкинского» курса: он назван в списке «200 нумеров» Михаила Яковлева; Модест Корф и Иван Пущин упомянули его в своих мемуарах. Его педагогический успех несомненен: двенадцать воспитанников первого курса по окончании Лицея вступили в военную службу.



Просмотров: 3809


<<< Штейнгейль, Вячеслав Владимирович
Энгельгардт, Егор Антонович >>>