Учебные заведения - Димитрий Ростовский - Литературное наследие
09 февраля 2011Оглавление:
1. Димитрий Ростовский
2. Канонизация
3. Литературное наследие
Димитрий прославился как плодотворный церковный автор составитель сборников житий святых, проповедей, драм, стихов. Академик Д. С. Лихачев считал Димитрия Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы».
Известны и пьесы, написанные святителем. Тексты двух «Рождественская драма» и «Успенская драма» сохранились до наших дней.
В последние годы своей жизни Димитрий, видя что раскол начал приобретать силу в его епархии, взялся за проповедь и составление статей, объясняющих сущность раскола и обличавших его. Итогом этой деятельности стало написание доступного для простого народа языком сочинение против раскольников: «Розыск о раскольнической Брынской вере».
Четьи-Минеи

Работа над житиями святых была начата 6 мая 1684 года и продолжалась в течение 20 лет. При написании он пользовался Макарьевскими минеями, рукописью Симеона Метафраста, доставленной ему с Афона, русскими прологами, патериками и различными западными сборниками. Димитрий осознавал, что имеющиеся у него материалы имели разную степень достоверности в качестве источников и поэтому многое из них он не вносил в свой сборник.
Четьи-Минеи написаны Димитрием в четырёх книгах, содержащих жития за три месяца, и начинаются согласно церковному календарю с сентября месяца.
- Первая книга 1689 год;
- Вторая книга окончена в 1690 году, напечатана в 1695 году. После её написания работой Димитрия заинтересовался патриарх Адриан, который поощрил дальнейшее составлений житий на весь год своей грамотой и деньгами;
- Третья книга 1700 год, после её печати Димитрий написал небольшую книгу «Мартиролог вкратце», поместив в неё в сокращенном виде жития святых за год;
- Четвёртая книга 9 февраля 1705 года.
Четьи-Минеи Димитрия Ростовского выдержали множество изданий и стали самым любимым житийным сборником в России, который после Евангелия, имел огромное влияние на верующее русское общество. Достоевский писал:
...по всей земле русской… распространен дух Четьи-Минеи… потому что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются… Я сам в детстве слышал такие рассказы… Слышал я потом эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное.
—Ф.М. Достоевский «О безошибочном знании необразованным и безграмотным русским народом главнейшей сущности Восточного вопроса»
Четьи-Минеи стали источником вдохновения и для А. С. Пушкина на основе житий святых Николая Салоса Псковского и Иоанна Большого Колпака поэт создаёт образ юродивого в трагедии «Борис Годунов», а неоконченная поэма «Монах» была основана на житии Иоанна Новгородского.
Труды

- Четьи Минеи;
- Алфавит духовный;
- Духовное врачество против хульных помыслов, Врачество духовное на смущение помыслов от различных книг отеческих;
- Утешение человеку в скорби, беде и гонении;
- Зерцало православного исповедания;
- Исповедание грехов генеральное, глаголемое пред иереем от лица кающегося;
- Благодарственное страстей Христовых воспоминание и молитвенное размышление, паче оных молитв зело полезное, еже должно во все пятки совершати;
- О исповедании грехов и святом причащении;
- Молитва исповедания к Богу от человека, полагающего спасения начало;
- Плач на погребение Христово;
- Розыск о раскольнической Брынской вере;
- Апология во утоление печали человека, сущего в беде, гонении и озлоблении;
- Краткие богомысленные размышления;
- Руно орошенное.
Просмотров: 3813
|