Учебные заведения - Детские железные дороги - История

09 февраля 2011


Оглавление:
1. Детские железные дороги
2. Что не является детской железной дорогой
3. Подвижной состав
4. История
5. Значение ДЖД
6. Прочие факты



Первая ДЖД была построена комсомольцами города Москвы в 1932 году. Использовалась скорее в развлекательных целях, нежели учебных. Была электрифицирована. В конце 1930-х годов закрыта, а впоследствии забыта. 24 июня 1935 года аналогичная дорога по инициативе грузинских школьников была открыта в городе Тифлисе. Именно она официально считается теперь первой в мире. Участники строительства через газету «Пионерская правда» обратились к своим сверстникам с призывом строить ДЖД в других городах страны. Идея получила поддержку наркома путей сообщения Л. М. Кагановича и академика В. Н. Образцова, после чего ДЖД стали строиться в столицах почти всех союзных республик и в местах размещения управлений железных дорог страны.

ДЖД оказали неоценимую помощь в подготовке специалистов для отечественных железных дорог в периоды, когда страна по ряду демографических причин испытывала острый дефицит квалифицированных кадров.

К середине 1980-х годов в СССР работало не менее 52 детских железных дорог. Почти все они находились в подчинении министерства путей сообщения.

По примеру СССР ДЖД начали строиться и в других социалистических странах: Болгарии, Венгрии, ГДР, Чехословакии, Китае, Кубе и др. При этом иностранные ДЖД нередко отличались разветвлённостью линий и большей протяжённостью. Однако, из-за отсутствия во многих случаях государственной поддержки, в отличие от СССР, многие зарубежные ДЖД проработали как эксперимент не более 10-15 лет. Так, практически все ДЖД Чехословакии, были закрыты до 1980-х годов; относительно спокойно пережили падение соцстроя лишь венгерские и немецкие ДЖД. Но и из них не все сохранили до сегодняшнего дня учебные функции, часть была превращена в обычные парковые аттракционы.

После распада СССР многие ДЖД Азербайджана, Грузии, Казахстана, Латвии, Литвы были ликвидированы или превращены в парковые аттракционы, обслуживаемые взрослыми. Лишь в России не была закрыта ни одна ДЖД, а с 2004 года было построено 3 новых. В Белоруссии единственная Минская ДЖД также продолжает действовать. На Украине сохранились лишь ДЖД в крупных городах — областных центрах и центрах железных дорог; Несколько ДЖД в других городах были закрыты.

В России в настоящее время функционирует 25 ДЖД в городах: Владикавказ, Волгоград, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Кемерово, Красноярск, Кратово, Курган, Лиски, Нижний Новгород, Новомосковск, Новосибирск, Оренбург, Пенза, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Свободный, Тюмень, Уфа, Хабаровск, Челябинск, Чита, Южно-Сахалинск, Ярославль. Проектируются также и новые ДЖД.

В Одессе в течение недолгого времени существовал так называемый Детский трамвай — небольшая изолированная трамвайная линия, обслуживаемая детьми. Однако он не имел прямого отношения к детским железным дорогам.

Хронология открытия ДЖД

1930-е

Год Город Особенности
1932 Москва закрыта в конце 1930-х
1935 Тбилиси с 90-х годов обслуживалась взрослыми, в настоящее время не работает
1936 Днепропетровск открыта после ремонта 3 января 2011 года
1936 Красноярск
1936 Гомель по 1941
1937 Кратово Открыта 2 мая 1937 года
1937 Ереван
1937 Мелитополь по 1941
1939 Горький
1939 Иркутск

1940-е

Год Город Особенности
1940 Свободный
1940 Ташкент
1940 Харьков
1940 Ростов-на-Дону
1940 Ашхабад закрыта в 1940-е годы, снова открыта в 1987 году, в середине 90-х была снова закрыта, с 2007 года работает как аттракцион
1946 Ярославль с 1957 по 1970 не работала
1946 Астана по 2002
1946 Вильнюс по середину 1980-х
1947 Ужгород закрыта в 2008 году, восстановлена энтузиастами в 2009 году
1947 Баку
1948 Сталинград
1948 Ленинград
1949 Ровно
1949 Челябинск

1950-е

Год Город Особенности
1951 Львов
1951 Ужур
1952 Алма-Ата по 1997; впоследствии превращена в парковый аттракцион
1953 Уфа
1953 Оренбург
1953 Киев
1953 Новомосковск
1954 Южно-Сахалинск
1954 Луцк
1955 Минск
1956 Рига по 1997
1957 Караганда
1958 Коканд ныне закрыта
1958 Хабаровск

1960-е

Год Город Особенности
1960 Екатеринбург
1968 Владикавказ
1968 Алчевск закрыта в начале 1990-х
1969 Тюмень
1969 Ленинакан по 1988

1970-е

Год Город Особенности
1971 Чита
1972 Донецк
1972 Запорожье
1972 Макеевка по 2002
1977 Кокчетав по 1995
1978 Кустанай по 2000
1978 Нахичевань закрыта
1979 Павлодар закрыта в 1990-х
1979 Атбасар закрыта между 1991 и 2002
1979 Семипалатинск до 1990-х годов
1979 Щучинск закрыта в конце 1990-х
1979 Атбасар закрыта в 1990-х

1980-е

Год Город Особенности
1980 Чимкент
1980 Джезказган закрыта в конце 1980-х
1985 Пенза
1986 Поти закрыта в 1991
1986 Аркалык закрыта в 1988 вследствии ликвидации Тургайской области. ПС вывезен в Костанай
1986 Джизак закрыта в 1993, с 2004 работает как аттракцион
1987 Ашхабад
1987 Рустави ныне закрыта
1988 Евпатория по 1991
1988 Аникщай ныне закрыта
1989 Актюбинск закрыта до 2001
1989 Лиски
1989 Курган В 2011 году заменено полотно, ожидается открытие спецкласса для юных железнодорожников.

2000-е

Год Город Особенности
2005 Новосибирск
2007 Казань
2007 Кемерово

2010-е

Год Город Особенности
2011 Санкт-Петербург МОЖД2 открылась 12 июля 2011 года

Данные о датах открытия ДЖД в городе Экибастуз отсутствуют.



Просмотров: 6075


<<< Детская железная дорога (аттракцион)
Вагон Pafawag >>>