Учебные заведения - Антоний (Храповицкий) - Воспоминания современников. Оценки

04 марта 2011


Оглавление:
1. Антоний (Храповицкий)
2. Детство и юность
3. Монашество; начало служения
4. Епископское служение до революции 1917 года
5. В период 1917—1920
6. В эмиграции
7. Воспоминания современников. Оценки
8. Главные труды



В 1905 году Храповицкий так отвечал А. Г. Булыгину: «Владыка отмечал с прискорбием начавшуюся борьбу с самодержавием и предупреждал, что в этой борьбе русский народ будет порабощён врагом всех дорогих и священных устоев тысячелетней жизни России… Россия распадётся на части». «Тогда, — вспоминает Д. Н. Любимов, — это казалось крайним преувеличением».

Некоторые усматривали в его воззрениях папоцезаризм. Так, Павел Флоренский писал в своём труде, составлявшемся в 1908—1918 годах: «В церковных кругах, считающих себя правилами благочестия и столпами канонической корректности, с некоторых пор стараниями главным образом архиепископа Антония стала культивироваться мысль о безусловной необходимости неограниченной церковной власти и склонность к светской власти так или иначе коллективной, например ограниченной коллективно выработанной конституцией или решениями того или другого представительного органа.»

Полемику и критику вызывали его богословие и в особенности сотериологические взгляды: прот. Иоанн Мейендорф, полагал учение Антония об искуплении «явно несовместимым с православным пониманием»; прот. Георгий Флоровский называл общее направление его богословской мысли «моралистическим психологизмом», отмечая, что Антония не интересуют онтологические основания его учения, его соответствие догматам Халкидонского Собора о 2-х природах Христа и VI Собора о 2-х волях.



Просмотров: 5007


<<< Список персоналий Санкт-Петербургской духовной академии
Григорий (Остроумов) >>>