Учебные заведения - Ульпан
09 февраля 2011Ульпаны в мире
В странах еврейской диаспоры, в которых евреи сохранили национальную культуру, иврит изучается в еврейских школах, репатрианты из таких стран, как правило, нуждаются только в ульпанах высокого уровня, помогающих им развивать навыки повседневного общения.
Репатрианты из стран, где евреи по разным причинам были оторваны от своей культуры, начинают обучения с Ульпан Алеф, базисного ульпана, где обучают алфавиту и основам грамматики и словарного запаса.
Обучение в государственных ульпанах в Израиле бесплатно. Существуют также частные ульпаны, отличающиеся методикой преподавания. Бытует мнение, что качество обучения в частных ульпанах выше.
Ульпаны в России и СССР
До октябрьской революции 1917 года знание иврита входило в культурный багаж евреев России. Хотя домашним языком евреев являлся преимущественно идиш и другие локальные еврейские языки, как-то крымчакский язык, бухарско-еврейский язык и горско-еврейский язык, а в общении с неевреями использовались их языки – русский, польский, немецкий в большинстве еврейских общин России иврит изучался с детства, в начальной религиозной школе хедере. В некоторых городах существовали ивритские гимназии.
После революции иврит был объявлен «реакционным» языком; школы с преподаванием иврита были закрыты, и языком «прогрессивных» евреев был объявлен идиш. В 30-е годы были закрыты последние еврейские школы России.
До 60-х годов среди советских евреев ивриту обучались единицы, втайне. При этом на восточных факультетах ВУЗов иврит преподавался свободно, но доступ евреям на эти факультеты был крайне ограничен.
Приблизительно с 1965 года на территории СССР начинают действовать подпольные курсы иврита, которые получают название ульпанов. Одним из родоначальников этой волны преподавателей являлся Хаим Зеэв Могилевер, создавший методику преподавания иврита в Ленинграде. Он занимался также обучением и подготовкой преподавателей для других городов. Преподаватели подпольных ульпанов в СССР использовали израильские учебники, полученные нелегальным путём и размноженные фотомеханическим способом, а также дореволюционные издания. Параллельно урокам иврита проводились уроки истории еврейского народа, уроки ивритских песен и т. д.
С арестом первых преподавателей в 1970 году деятельность ульпанов не прекратилась: напротив, она расширилась. В преподавание включились не только молодые учителя, но и пожилые люди, помнящие язык с детства. В московской сети «Маханаим» в 70-е 80-е годы преподавали не только иврит и историю, но и иудаизм. В 80-е годы некоторые преподаватели иврита были репрессированы под разными предлогами: Юлий Эдельштейн, Эфраим Холмянский, Алексей Магарик, Арье Вольвовский.
Деятельность ульпанов продолжалась вплоть до перестройки, когда она была легализована, и стала частью фундамента еврейского образования в современной России.
Просмотров: 838
|