Учебные заведения - Сорбонна

09 февраля 2011


Оглавление:
1. Сорбонна
2. Современная Сорбонна
3. Известные выпускники и профессора
4. Библиография



.

Координаты: 48°50′55″ с. ш. 2°20′36″ в. д. / 48.848611° с. ш. 2.343333° в. д.  48.848611, 2.343333

Университетская капелла

Сорбонна — ряд университетов во Франции, расположенных в Париже и центральном регионе страны — Иль-де-Франс. Один из крупнейших университетских центров мира.

История

История Сорбонны начинается раньше XII века, но именно в 1215 году формируется Парижский Университет, когда несколько церковных школ объединились и сформировали один из первых Университетов в Европе. Первоначально он имел 4 факультета: вольных искусств, канонического права, медицины и теологии. Уже в XIII веке университет стал одним из крупнейших в Европе. После забастовки 1229 — 1231 университет получил право местной автономии, подчиняясь непосредственно папе.

В 1257 году теолог Робер де Сорбон, духовник короля Людовика IX Святого, основал в Париже богословский колледж для детей из бедных семей. Вначале это учебное заведение было рассчитано на 16 учащихся, по 4 от каждой из наций, имевших более всего представителей среди парижских студентов. Но вскоре появилась возможность определить комплект в 36 учащихся. Не прошло и 50 лет, как известность колледжа затмила многие богословские заведения Европы.

В 1554 году колледж получил название Сорбонна и постепенно объединился с теологическим факультетом Парижского университета. Курс обучения был 10-летний, и на последнем экзамене студент подвергался с 6 часов утра до 6 часов вечера нападению 20 диспутантов, которые сменялись каждые полчаса, он же был лишён отдыха и не имел права за все 12 часов экзамена ни пить, ни есть. Выдержавший испытание становился доктором Сорбонны и увенчивался особой чёрной шапочкой. Репутация Сорбонны настолько возросла, что вскоре её руководители заявили, что титул доктора они будут давать только одному члену каждого из монашеских орденов.

В XVII веке название Сорбонна распространилось на весь Парижский университет.

Противостояние римской церкви

Новая богословская школа с первых же десятилетий своего существования заняла оппозиционно-критическое положение по отношению к римской курии, и никогда этого положения не меняла. Первое серьёзное столкновение Сорбонны с Римом произошло при папе Иоанне XXII, который высказал во время торжественного богослужения в Авиньоне, что уготованное праведникам лицезрение Божие доступно им лишь в ограниченной степени. Доктора Сорбонны разразились филиппикой против этих соображений папы и заявили, что считают их еретическими. Иоанн пробовал уладить дело перепиской, но когда это не удалось, отправил в Париж двух нунциев, чтобы те доказали сорбонистам справедливость папских мнений. Сорбонисты назначили диспут — и так искусно настаивали на безгранично-блаженном лицезрении, что нунции удалились в полном смущении. Сорбонисты тотчас же выпустили свой приговор, осуждавший формально мнение папы, — а король Филипп VI отправил текст этого приговора папе. Король так близко принял всё это к сердцу, что даже угрожал папе жестокими карами, если тот не возьмёт свои суждения обратно. Курия уступила.

Вообще XIV век был весьма благоприятным временем для увеличения могущества и авторитета Сорбонны: великий раскол западной церкви совершенно низвёл значение Рима, была потребность в высшем, авторитетном учреждении, которое взяло бы на себя охрану догматов: таким учреждением и явилась Сорбонна. В 1393 году 54 сорбонских доктора были уполномочены представить королю свои мнения о том, как покончить с расколом в церкви. Они и предложили меру, которая была вскоре приведена в исполнение, то есть собор высших духовных и светских лиц, который явился бы судьёй враждовавших авиньонского и римского пап.

Отношение к догматам и суевериям

Собрание сорбоннских докторов

Охраняя догматы, Сорбонна столь же ревностно охраняла суеверия средних веков, вроде веры в колдовство и чёрную магию. Когда Жанна д'Арк попала в руки англичан и герцог Бедфорд выдвинул против неё обвинение в сношениях с нечистой силой, Сорбонна писала похвалы глубокомыслию и проницательности этого следователя, а когда Жанну сожгли — отслужила благодарственное молебствие.

В эпоху реформации Сорбонна представляла собой вначале умеренное, невоинствующее крыло европейского католицизма, то есть наиболее непопулярное в те времена течение. Она печатала в своих типографиях, кроме святых книг, ещё латинских авторов и некоторые произведения итальянских писателей. Тенденции Сорбонны явно высказались, когда парижский парламент раньше, чем зарегистрировать указ Генриха Валуа о допущении иезуитского ордена во Францию, обратился за советом к Сорбонне. Сорбонисты ответили, что они считают иезуитов опасными плутами и негодяями, а орден их скопищем злодеев. Папа велел сжечь публично этот отзыв, но никого, однако, из сорбонистов инквизиция не привлекла к ответственности. На парламент отзыв Сорбонны подействовал весьма мало: иезуитам было позволено устраиваться во Франции, но только без оглашения своего имени.

В 1542 г. парижская Сорбонна выхлопотала себе у парламента право составлять список книг, которые она находит полезным запретить; такие списки Сорбонна и опубликовала в 1544, 1547, 1551 и 1656 гг.

Сорбонна в руках Гизов

Вскоре, однако, Сорбонна попала в руки Гизов и католиков. Это произошло в связи с тем, что Танкэрель, один из способнейших учеников Сорбонны, написал трактат, в котором некоторыми новыми аргументами пытался обосновать теорию Григория VII, Иннокентия III и Бонифация VIII о праве пап низвергать и возводить на трон светских властителей. Трактат появился в год закрытия Тридентского собора — в 1563 году. На автора посыпались обвинения. Прокурор парламента по настоянию королевского канцлера потребовал у Сорбонны осуждения книги, но декан сорбонских докторов отвечал, что вопрос это сложный и о нём можно много спорить за и против. Тогда последовало тяжёлое унижение для гордого учреждения: сорбонистов заставили угрозами публично покаяться и извиниться в присутствии председателя, прокурора и 2-х членов парламента.

С этих пор лозунгом Сорбонны становится месть династии Валуа. Сорбонна сближается с Гизами и, по необходимости, со всей ультракатолической партией. Она громит Генриха III, радуется его изгнанию из Парижа, проклинает и объявляет его низложенным с престола, когда он осаждает Париж. Когда убили Генриха III, Сорбонна убеждает парижан сопротивляться наварскому королю до последней капли крови и первая открыто ставит кандидатуру Филиппа Испанского. «Бог не простит Франции, если она королём своим сделает ренегата», — повторяли сорбонисты даже в последние дни осады.

Потеря влияния

Когда Генрих IV воцарился, он не мстил Сорбонне, но заботился лишь о том, чтобы впредь она не играла активную роль. В следующем веке Ришельё не только лишил Сорбонну всякой тени политического влияния, но даже вмешивался в чисто религиозные и научно-богословские функции сорбонистов, которые с яростью отстаивали последние остатки своей независимости.

Декарт подвергся самому полному и решительному осуждению Сорбонны; любопытно, что с её стороны он был осуждён почти слово в слово теми же выражениями, как и со стороны своего протестантского критика, голландского пастора Воета, непримиримого врага Сорбонны и сорбонистов. Вольтер, Дидро и энциклопедисты также осуждены Сорбонной, но, как это ни странно, несколько менее сурово, чем автор «Discours de la méthode». К янсенистскому движению Сорбонна отнеслась милостиво, может быть, вследствие вражды Пор-Рояля к иезуитам, которых Сорбонна продолжала ненавидеть.

Сорбонна была в XVIII в. богатым учреждением, делами которого управлял «провизор» с четырьмя докторами, выбранными из своей среды всеми членами. Финансами заведовали специальные чиновники, назначаемые провизором. В 1790 году Сорбонна, как богословская школа, перестала существовать. В 1808 году декретом Наполеона её здания отданы в распоряжение Университета города Парижа.



Просмотров: 4500


<<<