Учебные заведения - Московская духовная академия

08 февраля 2011


Оглавление:
1. Московская духовная академия
2. Ректоры



Координаты: 56°18′00″ с. ш. 38°08′00″ в. д. / 56.3° с. ш. 38.133333° в. д.   56.3, 38.133333

Московская Православная Духовная Академия и Семинария, сокращенно — Московская Духовная Академия — высшее учебное заведение Русской православной церкви, занимающееся подготовкой священнослужителей, преподавателей, богословов и служащих для Русской православной церкви.

Ведёт свою историю от Славяно-греко-латинской академии, основанной в 1687. В 1814 году реорганизована и переведена из Москвы в Сергиев Посад, в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру; в 1913 году, в числе 3-х других, по случаю празднования 300-летия Царствующего Дома Романовых, получила звание Императорской. Была закрыта в 1919 году. Воссоздана в 1946 году.

История

Славяно-греко латинская академия

Памятник Иоанникию и Софронию Лихудам у собора Богоявленского монастыря
Заиконоспасский монастырь в Москве

В 1685 братья-монахи греки Иоанникий и Софроний Лихуды, прибыв в Москву по просьбе царя Фёдора Алексеевича, открыли сперва в Богоявленском монастыре, потом в Заиконоспасском — Спасские школы, в которых преподавались грамматика, пиитика, риторика, логика и физика на латинском и греческом языках. Впоследствии на базе школ была создана Славяно-греко-латинская академия со схоластическим направлением преподавания.

Начало школы совпадает со временем известного спора о пресуществлении Св. Даров, в котором видную роль играли её организаторы; памятниками их полемической и учебной деятельности служат многочисленные сочинения. Место Лихудов в школе заняли ученики их — Николай Семенов и Фёдор Поликарпов; латинский язык был изгнан из школы. Но с переходом школы в ведение Палладия Роговского академия склоняется к западному просвещению и остается таковой во всё продолжение второго периода. Сам руководитель школы окончил образование на Западе и был некоторое время униатом; этому направлению содействовала и воля Петра I, и сочувствие образованных людей того времени Стефан к западному образованию.

Наставники, а нередко и ученики, вызывались из Киева; преподавание велось на латинском языке. Во главе академии стояли ректор и префект; первый наблюдал главным образом за наставниками и преподаванием, второй — за учениками. Предметы преподавания: богословие, философия по Аристотелю, физика, метафизика, психология, метеорология, риторика. Наставники академии, кроме преподавания, осуществляли испытание лиц, определяемых на места священно- и церковнослужителей, а также, как и ученики богословия проповедовали в церквах; проповеди эти были не свободны от схоластических приемов, но под влиянием Феофана Прокоповича и Стефана Яворского в некоторых из них заметна живость изложения и свобода мысли; принимали участие в исправлении славянского перевода Библии; ректоры и префекты рецензировали духовные сочинения и переводы, увещевали иноверцев, раскольников и отступников от веры.

Ученики набирались из духовного сословия, из дворян и разночинцев, иногда посредством принудительных мер; в числе учеников бывали священники, диаконы, церковнослужители и монахи. Самые одаренные проходили академический курс в 12-13 лет; другие же в течение 15-ти лет едва достигали философского класса; бывали случаи, когда ученики учились по 20 лет и в одном классе оставались по 10 лет.

В этой академии получили образование многие из известнейших деятелей XVIII в.: митр. Гавриил, Феофилакт, Бантыш-Каменский Н. Н., князь Кантемир, А. Д., Костров, Ломоносов.

Цветущий период академии — 1775—1814 гг., под протекторатом митрополита Платона. Историк академии так характеризует это время: «Круг наук при митр. Платоне значительно распространился, введены новые предметы учения, появились новые учебные руководства, дух схоластики потерял силу и уступил место светлому воззрению на предмет. Зная по собственному опыту всю тяжесть систем, которым время и привычка усвоили права первенства, Платон признал нужным ввести великорусский элемент в науку и оставить заимствование света учения от инуду. Имея много учёных людей вокруг себя, он положил конец вызову умных из Киева, отстранил их системы, дотоле бывшие образцами для московских богословов и философов, и образовал по своей мысли академию, сообщив ей все средства к приобретению новых знаний». Материальные средства академии были усилены, содержание наставников улучшено, для учеников устроена бурса, увеличена библиотека. Побеги и укрывательства учеников прекратились. Целый ряд проповедников и учёных, вышедших из этой академии, свидетельствует о её благоустройстве во времена митрополита Платона.

Московская Духовная академия

В 1814 году академия была преобразована и переведена в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Новая академия немало потрудилась в разработке богословских, церковно-исторических и философских наук; также в переводе творений отцов Церкви на русский язык. Труды эти напечатаны в академическом журнале: «Творения св. отцов. Прибавления к творениям Св. отцов».

Московская Духовная академия

Академия была воссоздана в 1946 году разместившись первоначально в помещениях Новодевичьего монастыря в Москве.

Современное состояние

Интерьер Покровского академического храма
Библиотека

В академической библиотеке хранится значительное число старинных рукописей, преимущественно славянских.

Научная работа

При академии существует Церковно-археологический кабинет, Греко-латинский кабинет, действует Миссионерский отдел.

Издательская деятельность

Издаётся академический научный журнал «Богословский вестник», а также студенческий журнал «Встреча».

Структура

Отделения



Просмотров: 3371


<<< Московская государственная юридическая академия
Московский авиационный институт >>>