Учебные заведения - Макарий (Оксиюк)

03 марта 2011


Оглавление:
1. Макарий (Оксиюк)
2. Сочинения



Митропролит Макарий сентября 1884, Луковиско, Константиновский уезд, Холмская губерния, Российская империя — 2 марта 1961, Одесса) — епископ Польской и Русской православных церквей, митрополит Варшавский и всея Польши. Богослов.

Вошёл в историю Церкви как видный иерарх и церковный учёный.

Биография

В Российской Империи

17 сентября 1884 года в селе Луковиско Константиновского уезда Холмской губернии Российской империи в зажиточной украинской крестьянской семье.

С 1897 по 1901 год обучался в Варшавском духовном училище. Затем поступил в Холмскую духовную семинарию, которую окончил в 1907 году и был принят Киевскую духовную академию, которую окончил в 1911 году со степенью кандидата богословия. Как один из лучших воспитанников был оставлен при академии профессорским стипендиатом. В 1912 году был избран исполняющим обязанности доцента академии по кафедре древнехристианской литературы.

В 1914 году получил учёную степень магистра богословия и был утверждён в должности доцента за сочинение «Эсхатология св. Григория Нисского». Современники высоко оценили диссертацию. Так, известный патролог С. Л. Епифанович в своей рецензии писал: «Сочинение М. Ф. Оксиюка представляет собою в нашей духовной литературе крупнейшее исследование в области христианской эсхатолтгии…»

В 1917 году был избран и утвреждён экстраординарным профессором Киевской духовной академии и состоял в этой должности до закрытия академии в 1922 году. Также состоял доцентом по истории Византии в 1918—1920 годах в Киевском университете святого Владимира.

В советской Украине

В 1920—1922 годах — в Киевском институте народного образования.

По закрытии духовной академии и исключении истории Византии из планов преподавания в института народного образования в 1923—1933 годах был преподавателем киевских средних учебных заведений по истории и языкам, а также с 1926 года работал в библиотеке Украинской Академии Наук в Киеве в должности научного работника с функциями заведующего книгохранилищем.

В 1933 году был уволен, «как бывший профессор КДА, который может вредить советизации Всенародной библиотеки Украины».

С 1934 по 1937 год — секретарь льноуправления киевского Облземотдела.

В 1938—1941 годах — секретарь, завкадрами и начальник административного отдела Укрремтреста Наркомата земледелия УССР.

В период нацистской оккупации

Во время оккупации Украины немцами остался в Киеве и с 1941 года по 8 марта 1942 года вновь работал научным работником в библиотеке Академии наук. Затем оставил работу по собственному желанию. Его жена, Наталья Михайловна, дочь протоиерея Михаила Елдинского, во время оккупации осталась с мужем и 30 мая 1942 года была задавлена немцами на автомобиле.

Исполняя волю покойной супруги, которую она высказывала в последнее время своей жизни, принял священный сан. 5 июля 1942 года он был рукоположен в сан диакона, а 6 июля — в сан священника епископом Пантелеимоном. До 1943 года служил настоятелем Покровского храма на Подоле.

В 1943 году возведен в сан протоиерея. С 1943 по 1945 года — настоятель Димитриевской церкви на Подоле.

Архиерей в СССР

В апреле 1945 года был назначен епископом Львовским. 20 апреля 1945 года был пострижен в монашество и возведён в сан архимандрита.

22 апреля 1945 года в Московском патриаршем Богоявленском соборе хиротонисан во епископа Львовского и Тернопольского. Чин хиротонии совершили патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополит Киевский Иоанн и епископ Кишинёвский Иероним.

Первое архиерейское богослужение на своей кафедре совершил в Вербное Воскресенье 29 апреля 1945 года. Как архипастырь Львовско-Тернопольской кафедры являлся и священноархимандритом Успенской Почаевской Лавры.

Приезд нового епископа во Львов совпал с началом кампании по воссоединению униатов Западной Украины с Православной Церковью. Прилагая усилия по завоеванию доверия среди униатского духовенства, владыка Макарий преуспел в этом, сумев расположить к себе своей доброжелательностью и знанием в совершенстве украинского языка. Однако, ход воссоединения определялся в первую очередь государственной политикой и проходил с применением жёстких административных репрессий, что настраивало народ против этой акции. Епископ Макарий был почетным гостем Собора греко-католического духовенства, проходившего 6 марта 1946 года во Львове. 9 марта, при участии и под непосредственным руководством владыки Макария, было совершено оформление воссоединения с Православной Церковью участвовавших в работе Собора делегатов от греко-католического духовенства.

21 апреля 1946 года возведён в достоинство архиепископа за труды в деле воссоединения греко-католиков с Православной Церковью.

С 3 июня 1948 года — также управляющий Мукачевской епархией с титулом архиепископа Львовского, Тернопольского и Мукачевско-Ужгородского.

На этой кафедре продолжил труды по возвращению униатов в лоно Православной Церкви. Увидев на примере Львовского собора, что воссоединение с помощью административно-репрессивных методов настроило широкие слои населения отрицательно, в Закарпатье он повел деятельную работу среди низового униатского духовенства. Благодаря этому отказ от унии в Мукачевской епархии прошёл значительно менее болезненно, чем в Западной Украине.

Руководил изданием во Львове ежемесячного журнала «Православный вестник», в котором нередко публиковались его проповеди и статьи.

С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковного торжества и совещания в Москве по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви.

В августе 1949 года входил в состав делегации от Русской Православной Церкви на Всесоюзной конференции сторонников мира.

В феврале 1950 года был в составе делегации Московской Патриархии в Чехословакию для архиерейского рукоположения Честмира и Алексия.

17 марта 1950 года освобождён от управления Мукачевской епархией.

Предстоятель Польской Церкви

Весной 1950 года в Москве стало известно что Польская Православная Церковь готовится обратиться с прошением к патриарху Московскому и всея Руси Алексию для присылки достойного кандидата на Варшавскую предстоятельскую кафедру и к октябрю того года Московский Патриархат выявил и согласовал со светскими властями кандидатуру архиепископа Макария.

19 апреля 1951 года Архиерейский Собор Польской Православной Церкви обратился к патриарху Алексию «с просьбой о предоставлении канонического разрешения лицу, состоящему в духовном сане, достойному занятия митрополичьей кафедры и поста Первого Епископа и Главы Церкви на переход в юрисдикцию Польской Автокефальной Православной Церкви, — лицу, в меру возможности, хорошо знакомому с своеобразным укладом церковно-религиозной жизни в Польше, к которому православный народ нашего края привык в течение веков».

15 июня 1951 года патриарх Алексий и Священный Синод Русской Православной Церкви постановили отпустить архиепископа Макария в состав Польской Церкви.

Определением Собора епископов Польской Православной Церкви от 6 июля 1951 года архиепископ Макарий был принят в юрисдикцию Польской Церкви, а определением от 7 июля того же года избран её предстоятелем. На следующий день состоялась торжественная интронизация его в Варшавском кафедральном соборе как митрополита Варшавского и всея Польши, при большом стечении народа и в присутствии делегациий Русской, Румынской и Болгарской поместных Церквей. При этом в письме от 1 октября 1951 года Константинопольский Патриархат отказал ему в признании.

Митрополит Макарий провёл большую работу по благоустройству разлаженной церковно-административной жизни Польской Православной Церкви. По его инициативе и постановлением Собора епископов от 5 сентября 1951 года были организованы четыре епархии и упразднена консистория Церкви. Со временем было открыто много новых приходских храмов, особенно во Вроцлавской епархии на западе Польши. Митрополит с 5 декабря 1951 по 22 марта 1953 года являлся временно управляющим на Вроцлавской кафедре, а также посетил все остальные епархии, служил и проповедовал во многих храмах каждой из них.

Его заботами были благоустроены, внутренне и внешне, Яблочинский Свято-Онуфриевский мужской монастырь и Марфо-Мариинский женский монастырь на горе Грабарке, служившие оплотом Православия в Польше и много пострадавшие в годы войны. Был также отреставрирован Варшавский кафедральный собор и митрополичий дом.

Особой заботой митрополита была окружена Варшавская духовная семинария. Программа преподавания в ней была расширена, а срок обучения продлён. Митрополит Макарий часто посещал семинарию, беседовал с учащими и учащимися, всегда участвовал в праздниках духовной школы. С декабря 1957 года начались также занятия на Православном отделении Христианской богословской академии, стали посылаться также воспитанники в Московскую и Ленинградскую духовные академии.

С 1954 года стал издаваться ежемесячный журнал «Церковный вестник» на русском и польском языках, митрополит состоял редактором журнала и поместил в нем ряд своих статей.

Как предстоятель Польской Православной Церкви, митрополит Макарий возглавлял польские делегации, присутствовавшие на различных торжествах Русской Православной Церкви. Кроме Москвы, Ленинграда, Киева, часто с любовью посещал Успенскую патриаршую обитель в Одессе.

В 1959 году здоровье владыки резко ухудшилось. В течение двух месяцев он находился на лечении в Москве в больнице имени Боткина. После этого по благословению патриарха он отбыл на лечение и отдых в любимый им Одесский Успенский монастырь.

Во время Рождественских праздников 1961 года наступило резкое ухудшение здоровья митрополита и он стал готовиться к принятию христианской кончины. Смерть наступила 2 марта 1961 года.

4 марта состоялись его отпевание в соборном храме и погребение на монастырском братском кладбище. В погребении участвовали: архиепископы Белостокский Тимофей и Ермоген, епископы Ярославский Никодим, Бельский Василий, Белгород-Днестровский Сергий, Онисифор, наместник монастыря игумен Леонтий, члены делегации Польской Православной Церкви, городское духовенство и братия монастыря.

Кроме русского и украинского владел польским, немецким, греческим и латинским языками.



Просмотров: 3599


<<< Макарий (Булгаков)
Малышевский, Иван Игнатьевич >>>