Бытовая техника запчасти - каталог запчасти для бытовои техники zapchasti-byt-rbt.ru.

Учебные заведения - Лиепа, Марис-Рудольф Эдуардович - Творчество

08 февраля 2011


Оглавление:
1. Лиепа, Марис-Рудольф Эдуардович
2. Творчество
3. Семья
4. Фильмография
5. Библиография



1950-е годы

Новый этап творчества Мариса Лиепы начался с углубленного изучения языка танца в Большом театре. В классе Асафа Мессерера Лиепа работает над всеми элементами мужского танца вплоть до мелких связующих па, оттачивая технику до виртуозности. Официальный дебют на сцене Большого состоялся в «Дон Кихоте», где Лиепа исполнил партию Базиля. Неподражаемым юмором была отмечена сцена «самоубийства». А вариацию первого акта Лиепа танцевал, прищёлкивая кастаньетами, чего не делал никто со времен Чабукиани. Партию Юноши в балете «Ночной город» на переосмысленную музыку Бартока Леонид Лавровский ставит «на Лиепу». Балет в репертуаре не удержался, похвалы были кислыми, а критика обидной, но работу Марис Лиепа оценил как весьма интересную. Ещё одним балетом «с разоблачениями» стал «Тропою грома» на музыку Кара Караева, где балетмейстер Сергеев гневно осуждал апартеид в Южной Африке. Однако Лиепа сумел сделать роль интересной как в пантомимных сценах, так и в танцевальном дуэте негра Ленни с белой девушкой Сари. А роль заглавного героя в балете «Спартак», поставленном Якобсоном в 1962 году, приносит Лиепе медаль имени Станиславского за выдающееся актёрское мастерство. В Нью-Йорке писали, что такой герой способен разить врага не мечом, а испепеляющим взглядом.

Роль Альберта в «Жизели», полученная в 1961 году, становится одной из любимейших как для самого актёра, так и для его поклонников. Марис Лиепа творил образ аристократа, влюблённого романтика и настоящего мужчины. Каждый спектакль был неповторим. Не надо было прижимать руки к сердцу и показывать на героиню, передавая «слова» «Я тебя люблю». Об этом говорил танец Лиепы. За исполнение Альберта Парижская академия танца удостоила Мариса Лиепу премии имени Вацлава Нижинского.

В первой половине 1960-х годов Марис Лиепа танцует Вакха в балетной сцене «Вальпургиева ночь» оперы «Фауст», Армена в «Гаянэ», Георгия в «Страницах жизни», встречается с изысканной хореографией Михаила Фокина в «Шопениане», танцует принца Дезире в «Спящей красавице» и Принца в «Золушке». А к гастролям 1963 года в Англии Лиепа готовит роль Ромео. «Ромео с головы до ног», «абсолютный Ромео» оценит его английская критика. А сам Лиепа скромно заметит, что самой сложной задачей было обучение тела шекспировскому языку. Техническая сторона партии была отработана без малейших скидок.

Несколько лет Марис Лиепа отдает восстановлению балета Михаила Фокина «Видение розы», беседуя со старыми исполнителями, со зрителями, собирая фотографии и рисунки. Премьера состоялась в Гаване; аплодировали не только зрители, но и коллеги, стоявшие за кулисами. Сын Фокина Виталий в знак благодарности преподнес Лиепе фотопортрет отца и две головки фавна, вылепленные им же.

В «Сказке о Солдате и Черте», поставленной Энн Суве, Лиепа получил не одну роль, а целых 8. Он перевоплощался на сцене вместе с Чертом, прикидываясь Старухой, Генералом, Певцом, Министром, Хозяином… Но через каждый образ сквозил Черт. А танцуя под волшебную скрипку Солдата, Черт не мог остановиться и прыгал все выше с криками: «Подождите!» Как Лиепе удавалось сохранять ритм дыхания, непостижимо!

В 1964 году в Большой театр приходит Юрий Григорович. Марису Лиепе он поручает роль Ферхада в «Легенде о любви». Лиепа оценил её как идеальное слияние музыки и движений и утверждал, что плохо станцевать и сыграть Ферхада попросту невозможно. Однако на то, чтобы добиться в высоком прыжке «парения духа» уходили часы. Немудрено, что в новой постановке балетмейстер видит Лиепу отважным и благородным Спартаком — «Ферхадом в Древнем Риме». Однако на репетиции Григорович неожиданно увидел, как Лиепа показывает коллеге кусочек «текста», предназначенного для Красса. И тут же предлагает «порепетировать немножко Красса». 9 апреля 1968 года Марис Лиепа вышел на сцену в доспехах римского полководца. Хотя была договоренность, что Владимир Васильев со временем станцует Красса, а Лиепа — Спартака, такого обмена не произошло. Ни один из последующих исполнителей партии Красса не мог даже приблизиться к уровню Мариса Лиепы, а неплохих Спартаков было немало. За 14 лет Лиепа сразился со всеми Спартаками Большого театра. Творческая победа была отмечена Ленинской премией, врученной 9 июня 1970 года. В костюме Красса написал портрет Лиепы Александр Шилов.

1970-е годы

После «Спартака» Юрий Григорович нашёл роли для Мариса Лиепы в новых версиях «Лебединого озера» и «Спящей красавицы». В отношениях артиста и балетмейстера начинается пока малозаметное охлаждение. Но диапазон творчества Лиепы расширяется. Он проводит творческие вечера и встречи со зрителями. Снимается в кино. Ставит танцы в спектаклях Театра имени Вахтангова «Антоний и Клеопатра» и «Степан Разин». Работает над танцевальными эпизодами в спектаклях Еланской «Почта на Юг» и «Бедные люди» по Достоевскому. В Театре имени Пушкина ставит танцы в спектакле «Шоколадный солдатик», где занята жена — Маргарита Жигунова. И пока ещё получает роли в премьерных спектаклях Большого театра, правда, поставленных уже не Григоровичем. В «Анне Карениной» в 1972 году танцует Вронского, 4 года спустя — Каренина. Необычно забавен его Принц Лимон в балете «Чиполлино». В 1978 году Марис Лиепа выступает Первым танцовщиком в балете Владимира Васильева «Эти чарующие звуки» на музыку композиторов XVIII века. Лиепа готовит новые роли в гастрольных спектаклях; советские зрители его Клавдио, Гирея, Ганса не видят. Зато гастролируя по Греции с латышским балетом, Лиепа танцует в «Кармен-сюите» партию Хозе, несколько «потеснившего» заглавную героиню в постановке Александра Лемберга. Позже танцовщик включит «Кармен-сюиту» в программу своих творческих вечеров в Москве. Известно балетное изречение: «Приходит опыт — уходит прыжок». Но за великими танцорами интересно наблюдать, даже если они пешком ходят по сцене. Таких ролей в балетном репертуаре мира немало. Одно время Марис Лиепа надеется на приглашение Мориса Бежара, намекавшего на совместную работу. Приглашения не последовало. На нетактичные вопросы: «Долго ли ещё думаете танцевать?» Лиепа отвечает: «Пока не умру прямо на сцене во время спектакля». В 1978 году увидела свет книга Наталии Рославлевой «Марис Лиепа». На будущее героя книги автор смотрит весьма оптимистично.

1980-е годы

Вечную жажду творчества Марис Лиепа выразил и в содержании, и в названии своей книги «Я хочу танцевать сто лет». В 1981 году её издали в Риге на латышском языке; на русский перевели и издали только в 1996 году — к 60-летию актёра. А в 1982 году на русском языке вышла книга с невыразительным названием «Вчера и сегодня в балете». В ней автор повествует о последних творческих успехах. К ним относится работа с Борисом Эйфманом над балетами «Идиот» и «Автографы»; защита диплома в ГИТИСе и «Дон Кихот» в Днепропетровске; работа на ЦТ и выход телефильма «Я начинаю новый монолог»; «Спартак» в Большом театре 28 марта 1982 года. Вместе с отцом на сцену выходит Андрис Лиепа; в первом акте гладиатором, во втором — патрицием.

А потом была София, где состоялось 4501-е выступление Мариса Лиепы и отмечалось 30-летие его творческой деятельности. Большой театр, сцену которого Лиепа считал балетной сценой мира № 1, юбилея «не заметил».



Просмотров: 5257


<<< Леонова, Марина Константиновна
Майоров, Генрих Александрович >>>