Учебные заведения - Лиепа, Марис-Рудольф Эдуардович
08 февраля 2011Оглавление:
1. Лиепа, Марис-Рудольф Эдуардович
2. Творчество
3. Семья
4. Фильмография
5. Библиография
ID 0509676
Марис Рудольф Эдуардович Лиепа латвийский советский артист балета, актёр. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской премии.
Биография
Марис Лиепа родился 27 июля 1936 года в Риге.
«В семье Эдуарда и Лилии Лиепы я был вторым ребёнком», написал он много лет спустя в книге «Вчера и сегодня в балете». Отец в молодости пел в либавском хоре, потеряв голос, работал мастером сцены в рижском театре оперы и балета. В доме бывал директор театра Рудольф Берзинь; он предложил Марису петь в хоре мальчиков в постановке оперы «Кармен»; так состоялся сценический дебют. Однако по совету ещё одного друга отца, Болеслава Милевича, Мариса отдали в хореографическое училище на улице Смилшу, где бывший танцовщик Милевич состоял завучем. И хотя мать мечтала, что сын станет преуспевающим врачом, отец настоял на своём, желая, чтобы хилый мальчик окреп и развился физически.
В училище преподавали артисты балета; солист Валентин Блинов первым обратил внимание на маленького Мариса как на будущего характерного танцовщика. В 13 лет Марис уже танцевал не только роли в детских балетах, но и выступал во взрослых партиях, исполняя краковяк и мазурку в «Бахчисарайском фонтане», сегидилью в «Дон Кихоте», китайского кули в «Красном маке», половецкого мальчика в опере «Князь Игорь», страшилище в «Аленьком цветочке». А в «Ромео и Джульетте» Марис исполнил роли Шута, друга Тибальда, слугу Монтекки и юношу из толпы. Всего таких ролей в биографии актёра было около сотни. Наряду с работой Лиепа занимался спортивной гимнастикой и плаванием, завоевав титул чемпиона Латвии по плаванию вольным стилем на средние дистанции и радикулит.
Весной 1950 года несколько учеников и в их числе Марис Лиепа были направлены на Всесоюзный смотр хореографических училищ в Москве. Вместе с Галиной Ждановой и Интой Карулис он танцевал па-де-труа из «Щелкунчика» и «Мазурку» в постановке своего учителя Блинова. Рижское училище заняло на смотре первое место вместе с училищами Москвы, Ленинграда и Алма-Аты. Три года спустя, набирая мужской класс, Николай Тарасов пригласил в Москву Мариса Лиепу и 2 сентября 1953 года 17-летнего рижанина приняли в Московское хореографическое училище. Театр не дал ему стипендии, и родители продали дачу на Взморье, чтобы сын мог учиться. И за два года учёбы Марис Лиепа не пропустил ни одного урока, аккуратно приходя за 10 минут до начала. Первое время его прочили на амплуа характерного танцовщика, не ведая, что в своём дневнике он уже записал: «Я буду танцевать принца Зигфрида в „Лебедином озере“». И в конце первого полугодия заработал «пятёрку» по классическому танцу. Ему разрешили подготовить два па-де-де из «Щелкунчика» и «Дон Кихота». 1 мая 1955 года на выпускном вечере Марис Лиепа станцевал спектакль «Щелкунчик» целиком. Спектакль прошёл на сцене филиала Большого театра. В рецензии значилось: «из мужского состава выделяется Марис Лиепа, танцовщик с прекрасными внешними данными и отличной техникой, одинаково сильный и в сольном танце, и в дуэте». Однако отличника не приняли в Большой театр, разъяснив, что национальные кадры должны закрепляться на местах. И Лиепа вернулся в Ригу. В Москву он вновь приехал через полгода; в столице проходила декада латышского искусства. Марис Лиепа был занят в балете «Лайма», где танцевал русского воина Никиту, и в «Сакте свободы», где предстал в роли деревенского музыканта Тотса, в финале гибнувшего от ножа злодея. Юноша понравился Майе Михайловне Плисецкой; её отзыв в «Известиях» был весьма благосклонным, а вслед за отзывом последовало приглашение в партнеры для участия в Днях культуры СССР в Венгрии. В Будапеште Лиепа танцевал заветную партию Зигфрида в «Лебедином озере», хотя на генеральной репетиции получил серьёзную травму левой голени. Летом Марис Лиепа лечил ногу в Сочи, куда приехал на гастроли МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Прямо в Сочи главный балетмейстер Бурмейстер принял Лиепу на работу с окладом премьера в 2000 рублей. С Ригой Марис Лиепа простился надолго. Под началом Бурмейстера он работал 4 года, станцевав Зигфрида, Конрада в «Корсаре», Лионеля в «Жанне д’Арк», Синдбада в «Шехеразаде». Московские балетоманы начали ходить «на Лиепу» и после спектакля дожидаться у подъезда, протягивая программки для автографа. А участие в конкурсе во время VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов принесло Лиепе золотую медаль. Председателем жюри была Г. С. Уланова.
Летом 1960 года Марис Лиепа вместе с коллективом Большого театра побывал на гастролях в Польской Народной Республике, где танцевал с Ольгой Лепешинской. После гастролей последовало приглашение в легендарную труппу. Позже Лиепа узнал, что решил свою судьбу, задав главному балетмейстеру Лавровскому вопрос: «Что я буду танцевать», не спросив ни о зарплате, ни о квартире. Официальный дебют состоялся в начале сезона 1960/1961 годов в партии Базиля в балете «Дон Кихот»; вскоре Лиепа перетанцевал почти весь тогдашний репертуар: «Тропою грома», «Жизель», «Раймонду», «Лебединое озеро», «Золушку», «Шопениану», «Ночной город», «Ромео и Джульетту» и «Спартака» в своеобразной постановке Леонида Якобсона. В роли Ромео Марис Лиепа впервые выступил в Лондоне на сцене Ковент-Гардена в 1963 году; в том же году его пригласили преподавателем в Московское хореографическое училище. «Уча других, я учился сам», заявит артист позднее. Выпустив шесть учеников из взятого класса, Лиепа стал преподавать классический дуэт. В 1973 году его ученики приняли участие в творческих вечерах учителя на сцене Концертного зала «Россия».
В 1964 году в Большой театр пришёл новый главный балетмейстер Ю. Н. Григорович. Поначалу сотрудничество складывалось удачно; в балете «Легенда о любви» Марис Лиепа станцевал Ферхада. В «Спартаке» он получил партию заглавного героя, но вскоре Григорович перепоручил ему роль Красса и работал над ней, ориентируясь на индивидуальность актёра. Успех превзошёл все ожидания, в 1970 году творческая группа балета удостоилась Ленинской премии. В 1966 году Лиепа восстановил балет Фокина «Видение розы» на музыку Вебера и получил возможность показать его на сцене Большого театра. Триумфальные гастроли по всему миру, работа с зарубежными и советскими знаменитыми танцовщицами, масса поклонников, в семье подрастают дочь Илзе и сын Андрис; они тоже учатся в Московском хореографическом училище. Английская критика нарекает Мариса Лиепу «Лоуренсом Оливье» в балете. В 1971 году за исполнение роли Альберта в «Жизели» Серж Лифарь вручил Лиепе премию имени Вацлава Нижинского. Но благополучная биография неожиданно обрывается. Нелицеприятные высказывания Лиепы об уровне хореографии в новых балетах не понравились Григоровичу, а статью, опубликованную в «Правде» в декабре 1978 года, балетмейстер не простил никогда. Он не находит Лиепе места в новых версиях «Лебединого озера», «Ромео и Джульетты», в «Иване Грозном», в «Ангаре». За 14 последних лет в Большом театре Лиепа танцует лишь четыре новые партии: Вронский и Каренин в «Анне Карениной», Принц Лимон в «Чиполлино» и Солист в балете «Эти чарующие звуки». Он пытается найти себя в новом деле, благо, опыт есть. В кино Лиепа впервые снялся в 1969 году, станцевав Гамлета в одноименном фильме-балете. В 1972 году играет князя Всеслава в историческом фильме «Могила льва». в 1973 году Джека Уиллера в фильме «Четвёртый». Для фильма «Четвёртый» ставит оригинальный хореографический номер, который сам называет «Икаром на три минуты». Далее следует бесцветный фильм-балет «Имя твое», сериал «В одном микрорайоне», несомненная удача роль Хиггинса в фильме-балете «Галатея» по пьесе Шоу «Пигмалион» и целый букет забавных образов в «Бенефисе Людмилы Гурченко». После «Бенефиса» некоторые коллеги по театру заявляют: «Нам за тебя стыдно!» Свое 40-летие Марис Лиепа отмечает в Афинах, впервые исполняя партию Хозе в балете «Кармен-сюита» на сцене античного театра. В 1977 году в Дании Лиепа танцует Гирея в «Бахчисарайском фонтане», а в Исландии Клавдио в балете «Любовью за любовь». В Австралии Лиепа выходит на сцену Гансом в Жизели. Творческие вечера в Москве по-прежнему собирают огромную аудиторию. Год Лиепа работает с балетмейстером Борисом Эйфманом, танцуя Рогожина в балете «Идиот» и Солиста в «Автографах». Первое исполнение Рогожина состоялось на сцене Дворца Съездов в июне 1981 года; в этот же день Андрис Лиепа удостаивается золотой медали на IV Международном конкурсе артистов балета. Заканчивая ГИТИС, Марис Лиепа ставит в Днепропетровске «Дон Кихота». Конечно, гастроли. В Ригу, куда Лиепа едет с молодой балериной Семизоровой, срочно звонят из Большого, запрещая ей танцевать Жизель. Спектакль заменяют «Лебединым озером», а на следующий день Жизелью становится Сармите Яксе. Вскоре Лиепа оставляет семью и переезжает в крохотную комнатушку Семизоровой в доме на Большой Спасской. Роскошная квартира на улице Неждановой остается первой жене и детям. Брак оказывается крайне неудачным и недолговечным; он распадается по инициативе Семизоровой. 30-летие творческой деятельности Марис Лиепа празднует в Болгарии. В Софийской Народной Опере он ставит «Спящую красавицу» и танцует там злую фею Карабос и величественного короля Флорестана. Но перед отъездом в Софию Лиепа последний раз выходит на сцену Большого. 28 марта 1982 года он танцует Красса, его последний Спартак техничный, молодой и мощный Ирек Мухамедов. Последний триумф завершается решением художественного совета о профнепригодности танцора. Коллеги не желают или не могут противостоять всесильному Григоровичу. Осенью 1986 года Марису Лиепе не доверяют вакантный пост балетмейстера в Рижском оперном театре и не позволяют создать в Риге новый театр балета на Тихой улице. Министр культуры Латвии Раймонд Паулс вмешаться не хочет, зато Моссовет принимает решение: создать Театр Мариса Лиепы в столице. В «Советской культуре» 4 марта 1989 года появляется объявление о конкурсе в театре «Балет Мариса Лиепы». Он должен состояться 15 марта. А 27 марта 1989 года газеты публикуют некролог о смерти накануне Мариса Лиепы. В Москве говорят: охранник не впустил его в Большой театр и отобрал пропуск; вот сердце и не выдержало.
Опубликованы фрагменты его дневника: «Бесперспективность… Для чего ждать, жить, быть?» Последняя московская квартира Мариса Лиепы находится на улице Матросская Тишина «между тюрьмой и сумасшедшим домом», как горько шутил он сам. Почти неделю идет борьба за место прощания с Лиепой. Лишь после вмешательства Союза Театральных деятелей 31 марта 1989 года гроб устанавливают в фойе Большого театра неподалеку от сцены, на которую он выходил больше 20 лет.
Мариса Лиепу похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище. Но и на Рижском кладбище есть кенотаф, на плите которого начертано «Марис Лиепа, который вдали».
Просмотров: 5238
|