Учебные заведения - Харьковский электромеханический техникум транспортного строительства

09 февраля 2011
Сухие трансформаторы экономические Шикарные предложения. Трехфазные трансформаторы сухие.

Оглавление:
1. Харьковский электромеханический техникум транспортного строительства
2. Настоящее время
3. Специальности



Координаты: 49°59′08″ с. ш. 36°12′57″ в. д. / 49.985556° с. ш. 36.215833° в. д.  49.985556, 36.215833

Харьковский ордена «Знак Почёта» электромеханический техникум транспортного строительства, ХЭМТТС — одно из старейших учебных заведений по подготовке специалистов среднего звена на Восточной Украине.

История техникума

Дореволюционные годы

С конца 1860-х годов Харьков становится крупнейшим железнодорожным узлом Российской империи. В связи с этим в регионе возникает необходимость в квалифицированных специалистах железнодорожного профиля. По мере развития железнодорожного транспорта особенно остро стала проявляться нехватка техников средней и низшей квалификации, более многочисленных и более востребованных, чем инженерные кадры. Для их подготовки в 1870 году при станции Курско-Харьковско-Азовской железной дороги в городе Харькове по приказанию председателя правления дороги Полякова была открыта Железнодорожная техническая школа, которая в 1870—1871 учебном году начала обучение частным образом, не дожидаясь официального открытия, в двух подготовительных классах по программе двухклассного начального училища. К занятиям приступили 55 человек . До 1874 года, когда в ней был открыт первый специальный класс, школа фактически лишь подготавливала учащихся к поступлению в технические училища. Однако, поскольку в этом учебном заведении кроме общеобразовательных дисциплин преподавали еще и ремёсла, оно имело статус технической школы. Во главе Железнодорожной технической школы был поставлен инженер Янчевский в должности инспектора, возглавлявший школу с 1870 по 1877 годы.

В 1875 году школа была преобразована в Харьковское низшее техническое железнодорожное училище и был утверждён его устав. С 1880 года ХТЖДУ имело в своём составе только специальные классы и превратилось в техучилище нормального типа . До 1878 года учебное заведение не имело собственного здания и было вынуждено проводить обучение ремёслам в мастерских Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, а классные занятия проводить сперва в железнодорожных казармах, а потом — в пристанционном жилом доме. В течение 1877—1880 годов для ХТЖДУ на станционной площади по улице Александровской на земельном участке в 947,33 кв. сажени, выделенном училищу Правлением дороги, были построены два каменных здания — учебный корпус и учебные мастерские. Содержалось училище как на средства частных лиц и обществ, так и за счёт оплаты за обучение, вносимой основной массой учащихся.

С 1891 году ХТЖДУ вместе с Курско-Харьковско-Азовской железной дорога перешло на государственное содержание по Министерству путей сообщения. За 47 лет существования ХТЖДУ оно выпустило около 1000 специалистов, самым известным из которых является С. В. Гризодубов, один из первых русских авиаконструкторов и лётчиков.

20-е и 30-е годы

После Октябрьской революции Харьковское низшее техническое железнодорожное училище было преобразовано в Харьковское среднее железнодорожное техническое училище, с 1920 года — Харьковский техникум механической специальности Народного комиссариата путей сообщения. В том же 1920 году по переулку Свердлова, 1 был открыт эксплуатационный техникум, с которым, а также с открытым при ХТМС в 1925 году вечерним техникумом механической специальности ХТМС в 1929 году был реорганизован в одно учебное заведение — Харьковский объединённый техникум НКПС. За 10 лет существования ХТМС и ОТПС выпустили более 300 специалистов.

В 1930 году в Харькове приказом НКПС от 8 июля 1930 года. был организован железнодорожный ВУЗ широкого профиля — Транспортно -тяговый институт. Его организация производилась главным образом на материально-технической и педагогической базе ОТПС: часть оборудования, студенты старших курсов механического отделения и наиболее квалифицированные преподаватели техникума были переданы новому ВУЗу. На базе оставшегося оборудования и зданий приказом № 285 по Южной железной дороге от 30 июня 1931 года создан Харьковский железнодорожный учебный комбинат ЮЖД НКПС, в состав которого вошли все харьковские техникумы железнодорожного направления подготовки, Центральные курсы подготовки и повышения квалификации и Инженерно-технические курсы. Ядро педколлектива Учкомбината составили оставшиеся преподаватели ОТПС, в нём продолжили учёбу студенты, не перешедшие в Транспортно-тяговый институт и другие учебные заведения, а также студенты других техникумов, вошедших в состав Учкомбината.

Харьковский учкомбинат был одним из самых крупных учкомбинатов НКПС того времени по масштабу подготовки специалистов и самым полным в отношении количества специальностей, по которым проводилось обучение. Так, одновременно обучалось 28 — 30 групп, а общее количество учащихся по комбинату доходило до 900 . В связи с этим в 1930—1932 годах был капитально перестроен и расширен учебный корпус комбината, расположенный по ул. Красноармейской, 3, на территории было построено новое здание столовой и учебных мастерских, а старое помещение мастерских передано под лабораторный корпус. Получены были и новые помещения под общежитие на ул. Красноармейской, 10 и на остановочном пункте Карачёвка в пригороде Харькова.

В 1934 году внутренняя структура Харьковского учкомбината существенно изменилась: в нём были оставлены только специальности, базирующиеся на электротехнической основе преподавания — связь и СЦБ, а курсовой сектор выведен из его состава. После реорганизации учебное заведение в очередной раз получило новое название — Харьковский электротехникум НКПС. С 1938 года в техникуме впервые начало работать заочное отделение с контингентом в 48 человек. По данным 1939—1940 учебного года ХЭТ имел в своём составе 28 преподавателей и 20 учебных групп с общим количеством учащихся 548 человек.

Военные и послевоенные годы

С началом Великой Отечественной Войны часть учащихся и преподавателей ХЭТа были призваны или ушли добровольцами в действующую армию. Осенью 1941 года после получения приказа Наркома Путей Сообщения об эвакуации ХЭТ был эвакуирован на станцию Тайга Томской железной дороги. При следовании техникума через Новосибирск был получен приказ Главного управления учебных заведений МПС, находившегося здесь в эвакуации, сдать учебное оборудование и передать часть учащихся Томскому эксплуатационному электротехникуму. По прибытии на станцию Тайга на базе технической школы машинистов и педколлектива ХЭТа был согласно тому же приказу организован Харьковский техникум паровозного хозяйства, который объявил набор учащихся и с февраля 1942 года начал свою деятельность. За время пребывания в эвакуации техникум сумел стать нормально функционирующим учебным заведением, имел все четыре курса с общим количеством учащихся до 400 человек и дал один выпуск в количестве 32 человек.

Фасад первого учебно-административного корпуса

После освобождения Харькова был получен приказ НКПС о реэвакуации техникума, осуществлённой в начале сентября 1943 года. Вместо полностью разрушенного в войну основного учебного корпуса по ул. Красноармейской, 3 техникуму было выделено требовавшее капитального ремонта четырёхэтажное здание по ул. Дмитриевской, 26,. За сравнительно короткое время были проведены восстановительный ремонт нового главного учебного корпуса и зданий на ул. Гончаровской и в Свердловском переулке, частично оборудованы кабинеты и лаборатории, организован набор учащихся на 1-е и 2-е курсы и укомплектован педколлектив. 1 сентября 1944 года техникум, называвшийся теперь Харьковский техникум железнодорожного транспорта, возобновил занятия. Приказом от 8 марта 1945 года № 124 Комиссии ВКВШ он стал опорным в городе Харькове. Через несколько лет эта функция была передана Харьковскому строительному техникуму, а сам ХТЖД — ХЭМТ до 1954 года оставался опорным техникумом отраслевого типа. К прежним специальностям — СЦБ и связи — в 1947—1948 годах был добавлен ряд экономических специальностей, в 1952 году переданных вновь образованному 2-му Харьковскому техникуму МПС, а также энергоснабжение.

К 1950 году был полностью отремонтирован учебный корпус по ул. Дмитриевской, 26, создан лабораторный корпус в здании на Свердловском переулке, 1, введено в строй старое общежитие по ул. Гончаровской, 13 и получено новое общежитие по ул. Каширской, 12. В связи с нехваткой учебных площадей учебные мастерские и столовая техникума были размещены в подвальном помещении главного корпуса по ул. Дмитриевской, 26

50-80-е годы

С 1952 года техникум носил название «Харьковский электромеханический техникум МПС», а с 1954 года передан в ведение новоорганизованному Министерству транспортного строительства и переименован в Харьковский электромеханический техникум Министерства транспортного строительства СССР.

В 1968 году рядом со старым учебно-административным корпусом по ул. Дмитриевская, 26 был построен и оборудован новый учебный корпус на 700 ученических мест, через год соединённый с перепланированным и отремонтированным старым корпусом крытым переходом на уровне второго этажа. Здание по Свердловскому переулку, 1, в котором размещался лабораторный корпус, было полностью получено в распоряжение техникума и в нём были оборудованы учебные мастерские. В этот же период было отремонтировано общежитие на 125 мест по ул. Володарского и построены новые общежития на 300 и на 632 места.

В дни празднования 100-летнего юбилея, 21 октября 1972 года техникум был награждён орденом «Знак Почёта». В этот период ХЭМТТС вёл подготовку специалистов по тем же трём традиционным для него железнодорожным специальностям:

  • «Автоматика и телемеханика»
  • «Проводная связь»
  • «Энергоснабжение»

В техникуме насчитывалась 31 учебная группа на дневном и 561 человека на заочном отделениях, педколлектив 60 преподавателей. Под конец 1975 года количество учащихся увеличилось до полутора тысяч, ежегодный выпуск составил около 400 человек.

В середине 1970-х годов ХЭМТТС становится базовым техникумом Главного управления учебных заведений Министерства транспортного строительства СССР по вопросам научной организации, технического и эстетического обеспечения учебного процесса

В 1977 году был сдан в эксплуатацию новый лабораторный корпус, вплотную пристроенный к новому учебному корпусу, что позволило значительно расширить площади основных лабораторий для изучения специальных дисциплин и перевести учебно-производственные мастерские из здания по переулку Свердлова, 1 в основной учебный комплекс с увеличением занимаемой ими площади.

C 1979 года директором ХЭМТТС стал Михаил Петрович Бочарников, возглавлявший техникум до конца 1997 года. В этот период расширилась деятельность заочного отделения и Курсов повышения квалификации Министерства транспортного строительства, периодически возобновлявших работу при техникуме, на которых стали обучаться не только специалисты Минтрансстроя СССР, но и граждане Болгарии, Ирана, Кубы.



Просмотров: 4886


<<< Уральский политехнический колледж
Электромеханический техникум Харьковской национальной академии городского хозяйства >>>