Учебные заведения - Гимназия - Гимназии в России

08 февраля 2011
В интернет-магазинах можно купить одежду Виктории Бекхэм по самым выгодным ценам.

Оглавление:
1. Гимназия
2. Общий обзор истории гимназий
3. Частный обзор истории гимназий
4. Гимназии в России
5. Некоторые известные гимназии современной России



Гимназии в XVIII веке

2 мая 1703 года — лютеранский пастор Эрнст Глюк основал первую в России гимназию. Физическая подготовка введена Петром I как учебный предмет в виде: фехтование, верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры.

Старейшей русской гимназией была Академическая, основанная в 1726 году. Первый её инспектор Готлиб Байер разделил её на два отдела: немецкую школу, или приготовительную, подразделенную на три класса, и латинскую, состоявшую из двух классов. Он же написал и положение о ней. В 1733 году для неё был составлен Фишером устав, поднимавший её до значения гуманистической германской школы и вводивший в её курс, кроме латинского языка, греческий язык, чтение римских поэтов, правила ораторского искусства и логику. Так как число учащихся в ней постоянно уменьшалось, то были допущены в гимназию дети среднего сословия и даже солдатские, которые потом составляли главный контингент учащихся в гимназии. Для увеличения числа учеников были учреждены в 1735 году стипендии; несмотря на это, в 1737 г. было только 18 учеников. Штат 1747 года определяет более подробно число учителей и их обязанности, обязывает всех учителей преподавать на русском языке, что, впрочем, оказалось невозможным, и освобождает учащихся от платы. Трудно было отыскать порядочных учителей; прибегали к помощи недоучившихся студентов или случайно заехавших иностранцев, благодаря которым вводились и новые предметы, как, например, итальянский язык, преподававшийся до конца столетия, и фортификация. Граф Разумовский поручил управление Гимназией М. В. Ломоносову, который завел в ней пансион на 40 казеннокоштных воспитанников и устроил низшие русские классы. Затем, чтобы иметь воспитанников в гимназии, устроили при ней отделение для малолетних, вверив его особой надзирательнице. При инспекторе Бакмейстере заведено было в старшем классе университетское преподавание, на латинском или немецком яз., основ математики и естественных наук. При княгине Дашковой был куплен для гимназии особый дом и улучшено содержание казеннокоштных воспитанников. В 1805 году гимназия была закрыта. Причины неудовлетворительности состояния гимназии заключались в недостатке учителей, многочисленности гимназического начальства и отсутствии подробного устава.

Второй по времени русской гимназией была гимназия, основанная в 1755 г. при Московском университете, под именем Университетской или также Академической. Целью её было подготовлять к слушанию университетских лекций. По составу учащихся, она делилась на два отделения: одно для разночинцев, другое для дворян. Курс обучения дворян включал «экзерциции воинские, ежели иметь будет учеников», фехтование и танцы, в остальном курс был одинаков в обоих отделениях. Каждое из них подразделялось на 4 школы, которые, в свою очередь, делились на классы. В первой были следующие классы: 1) грамматика, 2) стихотворство и 3) красноречие; во второй — 1) грамматика и 2) синтаксис латинского языка; в третьей — 1) арифметика, 2) геометрия и география и 3) философия, и в четвёртой — языки европейские и греческий. Во главе Гимназии стоял инспектор — один из профессоров университета. Преподавателями её были, большей частью, студенты университета. По штату ежегодный расход Г. определен в 6250 р., но на самом деле унив. тратил на неё более 35000. Учащиеся делились на казеннокоштных, пансионеров, сверхкомплектных и приходящих. Число всех учащихся в начале XIX ст. доходило до 900. В 1812 году гимназия погорела и с тех пор не возобновлялась. Несмотря на недостаточность и неспособность многих учителей, отсутствие сносных учебников и точных программ, гимназия за свое полувековое существование, немало подготовила будущих университетских деятелей и дала России образованных, по своему времени, людей.

В 1758 г., по образцу московской, была основана гимназия в Казани, которая существует и теперь под именем 1-й казанской гимназии.

Казанская Первая Императорская гимназия

Ввиду соседства Казани с инородцами, в Казанской гимназии, в течение всего XVIII в., было обращено особенное внимание на преподавание восточных языков: татарского, калмыцкого и др. Число учеников колебалось между 60—150. Содержание гимназии обходилось средним числом около 3000 р. В 1765 году она была преобразована по плану фон Каница. До 1786 г. находилась в ведении Московского университета, а с этого года — местного Приказа общественного призрения. В 1788 г., с открытием в Казани главного народного училища, гимназия, за неимением средств, была закрыта, а в 1798 г. возобновлена, по новому уставу, возлагавшему на неё цель «образования молодых людей для воинской службы, а не для учёного состояния». Сообразно этой цели установлены и учебные предметы: фехтование, танцы и музыка, катехизис, логика, практическая философия, история, география, математика, механика, гражданская архитектура, фортификация, артиллерия, тактика, физика, химия, гидравлика, натуральная философия, земледелие, законоведение, языки — русский, славянский, латинский, немецкий и татарский. В 1804 году гимназия была преобразована по общему для гимназий уставу и подчинена министерство народнного просвещения. Кроме этих гимназий существовало ещё в XVIII столетии гимназическое отделение в Кадетском корпусе, для подготовления дворян к гражданской службе.

Гимназии в XIX веке. I период

Здание Минской женской гимназии.

В начале XIX века было образовано Министерство народного просвещения, возникли учебные округа и стали открываться гимназии по всей России.

24 января 1803 года Александр I утвердил «предварительные правила народного просвещения», по которым гимназии или губернские училища, образованные из главных народных училищ, открывались в каждом губернском городе и вверялись управлению губернского директора училищ. 5 ноября 1804 года вышел «Устав учебных заведений», подведомственных университетам и попечителям округов. Он объявил гимназии всесословными учебными заведениями, подразделенными на 4 годичных курса. Цель их учреждения в «Уставе» определялась так:

  1. приготовить к слушанию университетских наук;
  2. преподать сведения, необходимые для благовоспитанного человека и
  3. приготовить желающих к учительскому званию в уездных, приходских и других низших училищах.

Согласно этим целям, план обучения в гимназии включал в себе начальные основания всех наук. В гимназиях физическое воспитание стало необязательным предметом. План этот, составленный Фусом по образцу французских лицеев, был следующий:

  • А. Математика — один старший учитель, 18 ур..
  • Б. История, география и статистика — один старший учитель, 18 ур..
  • В. Философия, изящные науки и политическая экономия — один старший учитель, 20 ур..
  • Г. Естественная история, технология и коммерческие науки — один старший учитель, 16 ур..
  • Д. Латинский язык — 16 ур..
  • Е. Языки: немецкий и французский — по 16 ур. во всех 4-х кл..
  • Ж. Рисование — 4 ур. Обязательных уроков в каждом классе было 32.
  • Г. могли также, если позволяли средства, «иметь учителей танцования, музыки и гимнастики», и «с позволения высшего начальства умножить число учебных предметов и учителей».

Из сравнения курса гимназий с курсом главных народных училищ оказывается, что в первых усилено преподавание чистой и прикладной математики, физики и естественных наук, введены вновь статистика, философия, изящные и политические науки, но исключены гражданская архитектура, закон Божий и русский язык. Два последних предмета преподавались в уездных училищах, из которых поступали в гимназии.

Учителя делились на старших и младших. Директор гимназии должен быть «сведущ в науках, деятелен и благонамерен». Его роль — наблюдательная, как за учениками, так и за учителями. В виленском учебном округе гимназии, по уставу 18 мая 1803 г., состояли из 6 классов и имели 6 старших учителей: 1) физических знаний, 2) математики, 3) нравственных наук, 4) словесности и латинского языка, 5 и 6) для первых двух классов по одному учителю лат. и польской грамматики, основ арифметики, географии и нравоучения; кроме них — 4 младших учителя: рисования, российского, французского и немецкого языков, в следующем году прибавлен 7-й старший учитель.

Жалованье директора — от 1000 до 1000 рублей; учителя наук — 550—750, учителя языков — 400 и учителя рисования — 300 руб. Расход гимназии пополнялся из средств приказов общественного призрения и взносов из казны. После организации гимназий и их основания существенным был вопрос об «учебных пособиях». Для составления списка учебных пособий в 1803 году при главном правлении училищ был учрежден комитет, самыми деятельными членами которого были Фус, Румовский и Озерецковский. В марте 1805 года были одобрены и опубликованы в газетах программы гимназий, с поименованием книг, удобных для перевода на русский язык, и также таких, которые следовало вновь составить, в этой же публикации вызывались желающие заняться такой работой. Руководства по политическим наукам, русской статистике и зоологии были обещаны русскими учёными. Но как переводы, так и оригинальные труды поступали медленно. С 1805 года стали открываться при гимназиях пансионы для дворянских детей; сами гимназии были доступны для всех сословий.

В 1811 году Санкт-Петербургская гимназия подверглась изменению по плану графа С. С. Уварова, ограничившего цель гимназии приготовлением к слушанию университетских курсов. Граф Уваров находил несовместными между собой и даже вредными для воспитанников многие предметы гимназического курса. Он ввёл в программу закон Божий и отечественный язык, а классические языки ставил «одним из главных способов образования». Согласно этому плану делались изменения в программах и других гимназий, главным образом по введению греческого языка и исключению права естественного и народного, политической экономии, мифологии и др. Гимназии времен Александра I далеко не удовлетворяли своей цели, вследствие многопредметности курса, недостатка в учебниках, плохого состава преподавателей, неудобства подчинения по хозяйственной части университетам и других причин.

II период

Здание Красноярской губернской мужской гимназии.

Организованный в 1826 году «Комитет устройства учебных заведений» выработал новый устав для гимназий, утвержденный 8 декабря 1828 года. Удерживая для гимназий двоякую цель:

  • 1) приготовить к слушанию университетских лекций и
  • 2) «доставить способы приличного воспитания»,

он вводил изменения в самой системе гимназий, в управлении их, в распределении уроков и т. п. Гимназия состояла из семи классов; из них первые три имели во всех гимназиях одни и те же предметы и одинаковое распределение их, а начиная с 4-го класса гимназии разделялись на классические гимназии и реальные гимназии. Во главе гимназии стоял по-прежнему директор; но теперь в помощь к нему назначается инспектор, избираемый из старших учителей, для наблюдения за порядком в классах и ведения хозяйства в пансионах. Учреждается также звание почётного попечителя, для общего с директором надзора за гимназией и пансионом. Кроме того, были образованы педагогические советы, в которых обсуждалось состояние гимназий и меры к их улучшению. В изменение курса легли следующие начала: устранение лишних предметов, «применение учения к потребностям учащихся», основательность знаний и национальность. Главными предметами признаны древние языки и математика: первые — «как надежнейшее основание учёности и как лучший способ к возвышению и укреплению душевных сил юношей; последняя — как служащая в особенности к изощрению ясности в мыслях, их образованию, проницательности и силе размышления». Увеличивалось число уроков по закону Божию и отечественному яз. Из остальных предметов оставались: география и статистика, история, физика, новые языки, чистописание и рисование.

Недельное распределение уроков по плану 1828 года:

Учебные предметы I II III Классическая гимназия с двумя древними языками Всего Классическая гимназия с одним древним языком Всего
IV V VI VII IV V VI VII
Закон Божий 3 3 3 3 1,5 1,5 1,5 16,5 3 1,5 1,5 1,5 16,5
Российская словесность и логика 6 6 6 4,5 4,5 4,5 3 34,5 4,5 4,5 4,5 3 16,5
Латинский язык 6 6 6 6 6 4,5 4,5 39 6 6 4,5 4,5 39
Греческий язык 7,5 7,5 7,5 7,5 30
Немецкий язык 3 3 3 4,5 4,5 4,5 4,5 27 то же 27
Французский язык
Математика 6 6 6 1,5 1,5 1,5 22,5 4,5 4,5 4,5 3 34,5
География и статистика 3 3 3 1,5 1,5 3 15 1,5 1,5 3 15
История 3 3 4,5 4,5 4,5 19,5 3 4,5 4,5 4,5 19,5
Физика 3 3 6 3 3 6
Чистописание 6 6 3 15 15
Рисование 3 3 3 1,5 1,5 1,5 1,5 15 1,5 1,5 1,5 1,5 15

Другие, более крупные, изменения в Уставе 1828 года: введение «телесных наказаний», замененных потом «розгами», «как пристойнее», увеличение платы за учение, увеличение в 2,5 раза окладов содержания, расширение прав и преимуществ учеников, которые могли определяться на места канцелярских служителей высшего разряда и ранее других получать первый классный чин, а окончившие гимназии с греческим яз. — утверждаться в нём сейчас же по вступлении в должность и др. — В общем расходы на содержание гимназий увеличились более чем в 5 раз против определённых уставом 1804 года: в 1828 году — 1276870 рублей, а в 1804 году — 259450 рублей.

Устав 1828 года окончательно вошёл в силу во всех гимназиязх только в 1837 году, но некоторые изменения и дополнения к нему делались и раньше и особенно умножились в министерство графа С. С. Уварова. Важнейшей мерой, введенной при нём, была система испытаний и аттестатов. На основании окончательно утвержденных в 1846 году правил этих испытаний степень успехов обозначалась цифрами. Теми же цифрами означались прилежание, способности и поведение учеников в ежемесячных ведомостях учителей и комнатных надзирателей. При переводе из класса в класс поведение не принималось в расчёт. Получившие в среднем выводе за успехи 5 или не менее 4 награждались книгами или похвальными листами. Переводный балл, кроме греческого языка — 3. Много и часто подвергались изменению учебные планы предметов: в 1844 году исключена была статистика, а через три года и логика, как «недоступная», по словам министра, «ни возрасту, ни степени развития гимназистов»; в 1845 году отменено преподавание начертательной и аналитической геометрии и вообще изменен весь план преподавания математики. В 1843 году ослаблено преподавание латинского языка: допускалось оканчивать гимназию и без него, если кто не хочет получить аттестата об окончании полного курса Гимнащии. С 1835 года были введены в некоторых гимназиях восточные языки, а с 1845 года — законоведение. По уставу учебных округов главными хозяевами гимназий сделались, вместо членов училищного комитета из профессоров университета, попечители с их помощниками и инспекторами, специально назначенными для наблюдения за учебными заведениями.

III период

Классная комната в гимназии. Тюмень. 1889 год.

ознаменован упадком классицизма в гимназиях и колебанием между системами классической и реальной. Сам же граф Уваров, создатель нашей гуманистической гимназии, под конец своего управления министерством вынужден был допустить её упадок. Причина этого крутого поворота заключалась в революционных событиях 1848 г. Предполагалось, что изучение писателей республиканской древности могло дурно повлиять на благонадежность учеников.

В 1849 г. был издан указ об изменениях и дополнениях к уставу гимназий 1828 г. Гимназический курс делился на общее и специальное обучение. Последнее начинается с четвёртого класса.

В первых трёх классах постановлено обучать:

  • закону Божию
  • русскому и славянскому языку
  • математике
  • географии
  • немецкому яз.
  • французскому
  • чистописанию и
  • черчению и рисованию

В специальных классах общие предметы для всех гимназий:

  • закон Божий
  • русский и славянский яз.
  • математика
  • физика и математическая география
  • история всеобщая и русская
  • немецкий и французский языки и
  • черчение и рисование для желающих.

Кроме этих общих предметов, для готовившихся на службу преподавались ещё:

  • русский и славянский яз.
  • математика
  • русское законоведение,

а для готовившихся в университет:

  • латинский язык и
  • греческий язык для желающих.

Законоведение преподавалось по программе, составленной профессором Неволиным, так:

  • V кл. 1) основные законы; 2) учреждения, вместе с уставами о службе гражданской, и 3) законы о состояниях.
  • VI кл. — законы гражданские, с включением судопроизводства гражданского.
  • VII кл. — законы уголовные и полицейские, с уголовным судопроизводством.

Читая смету по министерству народного просвещения на 1852 г., Николай I нашёл расход на жалованье преподавателям греческого яз. лишним и потребовал от мин. нар. просв. Норова мнения об изъятии греческого языка из программы гимназия, за исключением 2 или 3 южных гимназий Так как министр держался противоположных воззрений, то изданные в 1854 г. новые учебные планы были несколько мягче к греческому языку: он оставался в 9 гимназиях. На основании этих планов гимназии разделялись:

  • 1) на такие, где препод. естественная история и законоведение,
  • 2) или одно законоведение,
  • 3) или латинский яз. в большем объёме и яз. греческий.

Классическими гимназиями могли назваться только гимназии третьей категории; почти в каждой из них обучение шло по особой программе, хотя и для них был общий план. Латинский язык, по этому плану, начинался со второго класса, греческий — с IV кл. По латинскому языку в 4 старших классах читались творения святых отцов: Климента Римского, Киприана, Августина, Тертуллиана и Лактанция. При составлении программы греческого языка имелось в виду «основательное изучение творений эллинских писателей и в особенности святых отцов Восточной церкви»: Юстиниана философа, Иринея, Игнатия Богоносца, Евсевия, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В таком виде гимназии, с своей суровой дисциплиной, с чисто механическим способом преподавания, страдая в то же время от неустановленности учебных предметов, отменявшихся и вновь вводимых, просуществовали до 1864 г. По уставу этого года среднеучебными заведениями являются Г. классические и реальные и прогимназии. Г. состоят из 7 кл., а прогимназии из 4. Урок — 1,25, а с 27 сентября 1865 г. — 1 ч.

Недельное распределение уроков по плану 1864 года:

Предмет I II III IV V VI VII
Закон Божий 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5
Русский яз. с церковнослав. и словесность 5 5 3,75 5 3,75 3,75 3,75
Латинский яз. 5 6,25 6,25 6,25 6,25 6,25 6,25
Греческий 3,75 3,75 7,5 7,5 7,5
Французский или немецкий яз. 3,75 3,75 2,5 3,75 3,75 3,75 2,5
Математика 3,75 3,75 3,75 3,75 3,75 3,75 5
История 2,5 3,75 3,75 3,75 3,75
География 2,5 2,5 2,5 2,5
Естественная история 2,5 2,5 2,5
Чистописание, рисование и черчение 5 5 3,75 2,5
Итого 30 31,25 33,75 33,75 33,75 33,75 33,75

Особенности новых учебных планов: увеличение числа уроков по закону Божию, математике и древним языкам, введение в число необходимых предметов гимнастики и пения, отмена преподавания законоведения и полная свобода преподавателей и педагогического совета в составлении программ и в выборе учебников.

В. Г. Белинский, А. И. Герцен критиковали педагогику и считали, что в содержание воспитания в равной степени должны входить умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.

Уставом 1864 года допускался ещё третий род Неволин, гимназий, в которых отсутствовал яз. греческий, а латинский преподавался в количестве 39 ур.. Окончившие курс в гимназии могли поступать в университет, а свидетельства об окончании реальных гимназий «принимались в соображение» при поступлении в высшие специальные училища.

IV период.

Граф Д. А. Толстой, с первого же года назначения министром народного просвещения, составил комиссию для выработки нового устава гимназий, который был утвержден 30 июля 1871 г. Он признает только классические гимназии с двумя древними языками и прогимназии; реальные гимназии переименованы в реальные училища, доступ из них в университет закрыт. Целью гимназии признано общее образование и подготовление к университету. гимназии состоят из 7 классов, но седьмой — с двумя годичными отделениями. Прогимназии могут быть и шестиклассные. При каждой гимназии — приготовительный класс. Особенности нового учебного плана:

  1. Признание главного значения за древними языками: число уроков по латинскому языку доведено до 49, а по греческому — до 37.
  2. Прекращение преподавания естественной истории, сначала в низших классах, а потом и вовсе.
  3. Замена космографии — математической географией.
  4. Введение логики.
  5. Уменьшение числа уроков чистописания, рисования и черчения.
  6. Уменьшение числа уроков по истории и по закону Божию.
  7. Введение географии в VII и VIII кл..

Затем новостью в уставе было:

  1. Предоставление преподавателям права давать уроки по нескольким различным предметам;
  2. Соединение для преподавателя обязанностей учебной и воспитательной;
  3. Вменение в обязанность директору и инспектору давать уроки;
  4. Введение системы классных наставников, по одному на каждый класс, которые должны наблюдать за успехами, развитием и нравственностью учеников и быть как бы ближайшими посредниками между школой и семьей, и
  5. Точное установление платы за учение, от которой разрешалось освобождать до 10 % успешно учащихся.

Из распоряжений последующих годов, дополняющих устав 1871 г., укажем «правила для учеников» и «правила о взысканиях» 1873 и 1874 гг.; правила 1872 г. об испытаниях при поступлении, переходе и окончании курса; предоставление гимназистам, не ниже 6 класса, при поступлении в военную службу прав вольноопределяющегося второго разряда, а потом первого; затруднение доступа в гимназии детям низшего сословия; возвышение платы до 40—70 р., и прекращение казенной субсидии для приготовительного класса. С 1872 по 1893 г. учебные планы дважды подверглись изменениям. Первое состоялось в 1877 г., когда главные перемены коснулись преподавания истории, русского языка и логики. Во второй раз, в 1890 году, главные перемены коснулись: древних языков; географии; гимнастики и русского языка.

За дискуссиями вокруг классических языков обычно несколько в тени остается математика, которой, однако, в рамках идеологии классицизма также отводилась роль одного из опорных предметов гимназического образования. Описывая содержание реформы 1871 г. А.А.Корнилов особо отмечает, что был «сильно увеличен» гимназический курс математики одновременно с введением «значительного курса математики» в реальных училищах. Сложившиеся тогда представления об объеме и содержании общих школьных курсов математики были зафиксированы на многие десятилетия в легендарных учебниках А.П.Киселева. Таким образом, в рамках реформы 1871 г. окончательно оформилась традиция массового математического образования весьма высокого уровня, охватившая все среднее образование и пережившая революционные катаклизмы начала XX века.

Состояние гимназий в начале XX века

Учебный год продолжался с 16 августа по 1 июня, около 240 дней. Прием учеников в первый класс в мае, а во все прочие — в августе. Обязательное число учебных часов для обучающихся обоим новым языкам — 225. При некоторых гиназиях и прогимназиях существуют пансионы для детей, в основном иногородних родителей.

Учебники допускались только одобренные учёным комитетом. Менять учебники можно было только по истечении двух лет и по заявлении педагогическому совету до наступления летних каникул. Экзамены — устные и письменные. Выдержавшие с успехом экзамены награждались похвальными листами и книгами. Окончившие курс в гимназии получали аттестаты зрелости, открывающие доступ во все высшие учебные заведения и дающие права на вступление в государственную службу, предпочтительно пред не бывшими в гимназии, с производством в первый классный чин по выслуге определённых сроков. Лучшие ученики, кроме того, награждаются медалью, золотой или серебряной, и производятся в чин сейчас же по вступлении на службу. Окончившие курс в прогимназии получают свидетельства.

Во главе гимназии стояли директор и инспектор, избираемые попечителем учебного округа. Директор получал 2000 р., инспектор — 1500 р.; для того и другого — казенная квартира и особая плата за уроки. Учителя получали по 60 р. за годовой урок, а через пять лет служения при одной гимназии — 75. Классные наставники получают ещё 160 р. в год, а учителя древних языков в гимназии за поправку письменных работ по 100 р., а в прогимназиях — по 60 руб. Пенсии — через 25 лет; директорам 900—700, инспекторам 850—650 и учителям 800—600 p., за исключением Санкт-Петербурга и Москвы. Все учителя, надзиратели и инспектор, под председательством директора, собираются, по крайней мере, раз в месяц, для обсуждения вопросов по учебной и воспитательной части. Обсуждение хозяйственных вопросов происходит в особом хозяйственном комитете, из инспектора и трёх учителей, выбираемых на три года, тоже под председательством директора.

Недельное распределение уроков по плану 1890 года:

Предметы Классы Всего
Приготовительный I II III IV V VI VII VIII
Закон Божий 4 2 2 2 2 2 2 2 2 16
Русский язык с церковнославянским и логика 6 5 4 4 3 3 3 3 4 29
Латинский язык 6 6 5 5 5 5 5 5 42
Греческий язык 4 5 6 6 6 6 33
Математика 6 4 4 3 4 4 4 3 3 29
Физика 2 3 2 7
История 2 2 3 2 2 2 13
География 2 2 2 2 8
Французский язык 3 2 3 3 2 3 3 19
Немецкий язык 3 3 3 3 3 2 2 19
Чистописание, рисование и черчение 6 4 4 2 10
Итого для обучающихся обоим новым языкам 22 23 28 29 29 29 29 29 29 225
Для обучающихся одному французскому 22 23 25 26 26 26 26 27 27 206
Для обучающихся одному немецкому 22 23 25 27 26 26 27 26 26 206

I. Число гимназий, прогимназий и учеников по округам.

Число учеников по вероисповеданиям и сословиям:

Округа Число учеников по вероисповеданиям Число учеников по сословиям
Православного Римско-Католического Протестанстского и реф. Иудейского Прочих Дворянство Духовенство Городские сословия Сельские сословия Иностранные Прочие сословия
1. Санкт-Петербургский 5201 304 452 290 32 3860 229 1797 319 74
2. Московский 7265 270 223 445 57 4466 432 2876 381 105
3. Казанский 2789 73 150 82 65 1590 147 1096 294 32
4. Харьковский 4970 169 123 337 42 2757 340 1925 515 104
5. Одесский 3137 272 116 1622 240 2096 160 2729 182 200 20
6. Киевский 4910 1567 138 885 14 4183 543 2149 395 162 82
7. Виленский 1610 1584 160 750 30 2462 129 1206 286 51
8. Варшавский 1462 5538 352 937 11 4413 241 2794 813 29
9. Дерптский 445 455 2877 417 4 1461 218 1772 563 184
10. Оренбургский 1352 47 40 27 93 753 79 395 140 21 171
11. Кавказский 2242 180 64 113 830 2173 175 939 95 47
12. Западно-Сибирский 611 50 11 46 36 385 37 239 23 4 66
13. Восточная Сибирь 652 20 6 97 39 280 19 342 83 1 89
14. Туркестанский край
Итого*) 36646 10519 4712 6048 1493 30880 2749 20259 4088 1014 428

Всего 59418, к которым следует прибавить ещё 280 учащихся Туркестанского края.

Статистика. Всего в России гимназий к 1 января 1892 г. было 180; в том числе 5 гимназий при церквях иностранных вероисповеданий, 5 частных гимназий, Александровский дворянский институт в Нижнем Новгороде, Лазаревский институт восточных языков и лицей Цесаревича Николая в Москве и коллегия Павла Галагана в Киеве. 59 прогимназий; из них 20 шестиклассных и 39 четырёхклассных. Всего учащихся 61079, учащих — 4942. Средним числом 1 гимназист на 1870 жителей, и одно учебное заведение на 475000 жителей.

Во всех правительственных гимназиях и прогимназиях основных классов 1627, параллельных — 384 и приготовительных — 188. Из общего числа учеников пансионеров — 3511. В частных гимназиях учеников — 707; из них православного исповедания — 301, католического — 16, лютеранского и реформ. — 359, еврейского — 30, прочих исповеданий — 1. Дворян — 418, духов. сосл. — 34, городского — 210, сельского 15 и иностранцев 30. В церковных Г. учеников — 1347; из них православного исповед. — 366, катол. — 40, лютер.-реформ. — 826, еврейск. — 84 и прочих исповед. — 31. Дворян — 463, духовн. сосл. — 23, городского — 567, сельского 22 и иностранцев — 272. Содержание правительств. Г. и прогимн. обошлось в 1887 г. в 9914741 р.

Кроме классических мужских гимназий существует с 1876 года ещё Женская классическая гимназия госпожи Фишер, устроенная совершенно по образцу мужских гимназий.

Если в 1856 г. насчитывалось всего 78 гимназий и реальных училищ, то к концу века -более 300, а к 1914 г. — около 700. Теперь гимназии открывались не только в губернских, но и уездных городах.

В 1908г по инициативе военного министра с участием Николая II в начальных школах вводится обучение военному строю и гимнастике. Преподавателями были унтерофицеры, солдаты, урядники. В этот период создаются отряды «потешных», где дети обучались военному строю, гимнастическим упражнениям, принятым в армии, военным играм. В частных гимназиях на физическую подготовку отводилось 2-3 часа в неделю. В учебных заведениях России не было единой системы преподавания гимнастики.

Гимназии коммерческие

Основы коммерческого образования в России были заложены в эпоху реформ Александра I. В эти годы успели открыть только две коммерческие гимназии, в Одессе и Таганроге; первая была основана в 1804 г., вторая — в 1806 г.. Они состояли: 1) из приходского училища, 2) уездного училища и 3) собственно гимназии. В уездном училище проходились, между прочим, «физические и технологические замечания, полезные для местной промышленности», в гимназическом отделении — новогреческий и итальянский яз., алгебра и арифметика, «приспособленные к коммерции», основания естественного права, всеобщая грамматика, коммерч. география и бухгалтерия, наука коммерции, познание фабрик и товаров, история коммерции, коммерческие и морские права.

Гимназии военные

преобразованы, по инициативе Д. А. Милютина, из кадетских корпусов, в 1863 г., и существовали до 1882 г., когда на место их опять возникли кадетские корпуса. Они имели целью, избегая «солдатства и недостаточности в образовании», дать общее образование и воспитание и подготовить к поступлению в специальные военные школы. Воспитателями и учителями могли быть лица гражданского звания. Курс учения — 6-летний. Предметы преподавания и их курс были почти те же, что в класс. гимназиях: не было только древних языков, да в меньшем объёме проходились математика и история. Из военных предметов кадетских корпусов были удержаны гимнастика и обучение фронту. Ежегодное число воспитанников в военных гимназиях доходило до 5360 чел. — Наряду с гимназиями были основаны и военные прогимназии — 3-х классные. В 1880 году гимназий военных было 18, прогимназий — 8.

Гимназии реальные

Первые из них учреждены в варшавском округе, с 1840 г., но реальные отделения при классических Г. существовали с 1836 по 1864 г., когда возникли самостоятельные реальные училища, названные реальными гимназиями и состоявшие, как и классические, из семи классов. В 1872 г. они переименованы в реальные училища.

Гимназии женские ведомства Императрицы Марии

Идея устройства женских гимназий, как открытых и всесословных общеобразовательных заведений, принадлежит Н. А. Вышнеградскому. Общий их устав утвержден в 1862 г. В 1872 году для управления гимназиями назначен особый начальник женских учебных заведений; в 1879 г. ему дан помощник. Учебные планы были изменены в 1879 г., с целью приближения гимназического курса к институтскому.

Недельное расписание уроков.

Предметы Классы Всего
VII VI V IV III II I
1. Закон Божий 2 2 2 2 2 2 2 14
2. Русский язык и словесность 4 4 3 3 3 3 3 23
3. Французский язык 6 5 4 4 4 4 4 31
4. Немецкий язык 3 4 6 6 5 3 3 30
5. История 2 2 4 4 12
6. География 2 2 2 2 2 2 12
7. Математика 3 3 3 3 3 3 3 21
8. Естествоведение и физика 2 2 2 2 2 3 3 16
9. Педагогика 2 2
10. Рукоделие и гимнастика 2 2 2 2 2 2 2 14
11. Чистописание 2 2 2 6
12. Рисование 2 2 2 2 2 2 2 14
13. Пение 1 1 1 1 2 2 2 10
Итого 29 29 29 29 29 30 30 205

Окончившим полный курс давался аттестат на звание домашней учительницы, а получившим награды — домашней наставницы и право без экзамена поступить на педагогические курсы. Система баллов 12-бальная. Плата за ученье различна: от 30 до 100 р. Всего гимназий в ведомстве Имп. Марии — 29 и 1 прогимназия.

Гимназии женские министерства народного просвещения

Гимназии женские министерства народного просвещения стали открываться вслед за гимназиями ведомства Императрицы Марии. Первоначально и для них существовал устав 1862 г., но в 1870 г. выработан новый, действующий и поныне. Они назначены для приходящих учениц всех сословий и исповеданий; состоят из семи классов, восьмого педагогического и девятого приготовительного. Первые три класса, а иногда больше, составляют прогимназию. При каждой гимназии — советы: а) педагогический — для обсуждения вопросов по учебной и воспитательной части, и б) попечительный — «для ближайшего содействия успешному со стороны общества развитию Г.». Непосредственное управление Г. — в руках начальницы, утверждаемой министром просвещения. Преподаватели и преподавательницы выбираются председателем педагогического совета и утверждаются попечителем округа. Преподаватели — с высшим образованием и с правами мужских гимназий. Предметы обязательные в прогимназиях, обыкновенно 3-х классных: закон Божий, русский язык, русская история и география, арифметика, чистописание и рукоделье; а в гимназиях, кроме того, — всеобщая география и история, естественная история, физика и гимнастика. Необязательные в гимназии и прогимназии: немецкий, французский яз., рисование, музыка, пение и танцы. В педагогическом классе — обязательные: закон Божий, методика русского яз., арифметика и упражнения в преподавании; необязательные: история, или математика, или словесность, или новые языки.

Недельное распределение уроков:

Предметы Классы Всего
I II III IV V VI VII
А. Обязательные
Закон Божий 2 2 2 2 2 2 2 14
Русский язык и словесность 4 4 3 3 3 3 3 23
Математика 3 3 3 3 3 4 4 23
География 2 2 2 2 2 10
История 2 2 3 3 2 12
Естественная история и физика 2 2 3 3 10
Чистописание 2 2 1 1 6
Рукоделие 2 2 2 2 1 9
Итого 13 13 15 17 15 17 17 107
Б. Необязательные
или а)
Немецкий язык 5 5 4 3 4 3 2 26
Французский яз. 5 5 4 3 4 3 2 26
Рисование 2 2 2 2 2 2 2 14
Педагогика 2 2
Итого 25 25 25 25 25 25 25 175
или б)
Один из иностранных языков 5 5 4 3 4 3 2 26
Латинский 6 6 6 5 5 5 5 38
Греческий 5 5 6 5 6 27
Итого 24 24 30 30 30 30 30 198

Учебные планы приближаются к планам мужских гимназий, а по некоторым предметам тождественны, например закону Божию, русскому языку, истории, физике и географии. Особенности: 1) перенесение основных понятий логики в V кл., и 2) отсутствие тригонометрии и более краткие курсы алгебры и геометрии. Окончившим 7 классов выдается аттестат на звание учительницы начальных школ, окончившим 8 классов — домашней учительницы, а получившим притом медаль — домашней наставницы. Окончание 8-го класса открывает без экзамена доступ на высшие женские курсы. Система баллов пятибалльная. Плата за учение различна: 10—30 р. в Г. и 5—10 в прогимназиях.

По последнему отчету министра народного просвещения, сообщающему данные за 1887 г., женских гимназий правительственных — 106, прогимназий правительственных — 180, гимназических отделений при церквях иностранных исповеданий — 8, частных гимназий — 17 и прогимназий — 4. Всего гимназий — 136 и прогимназий — 184. В них классов 2277: нормальных — 1689, параллельных — 194, приготовительных — 293 и педагогических — 9 1. Учащих всего — 6027, учащихся — 61303. Самый многолюдный — Московский округ: 10466 уч., в 19 гимназиях и 37 прогимназиях; затем Харьковский — 10337, в 18 Г. и 40 прогимназиях; Одесский — 6451, в 17 Г. и 18 прогимназиях; СПб. — 5962, в 20 гимназиях и 19 прогимназиях. Меньше всего учащихся в Туркестанском крае, где одна Г. с 267 учен. По сословиям: городское — 26462, дворянское — 24831, сельское — 4889, духовное — 4044, иностранок — 1078. По списку учебных заведений министерства народного просвещения 1892 г., к 1 января 1 890 г. число гимназий и прогимназий по округам было следующее:

Округа Гимназии Прогимназии
СПб. 20 18
Московский 22 36
Казанский 9 15
Оренбургский 5 10
Харьковский 19 40
Одесский 17 18
Киевский 13 10
Виленский 2 1
Варшавский 15 4
Дерптский 2
Кавказский 9 7
Туркест. край 1
Западно-Сибирский 3 12
Восточно-Сибирский 3 6
Приамурский край 2 3
Всего 142 180

Из 142 гимназий правительственных — 114, церковных и общинных — 5, частных — 23; из 180 прогимназий: правительственных — 175 и частных — 5.

Частные гимназии

С 1856 г. стали основываться частные гимназии. Те из них, которые пользовались правами правительственных гимназий, были обязаны подчиняться уставу 1871 г., следовать в преподавании программам, утвержденным министерством просвещения, должностных лиц иметь по назначению правительства и находиться под наблюдением начальства округа.

Гимназии женские частные, с правами правительственных, возникшие из пансионов в последние два десятилетия, были обязаны, как и мужские частные гимназии, держаться правил и программ, установленных министерством народного просвещения, и подчиняться распоряжениям местного учебного округа. Плата — от 100 до 200 р. Число учениц колеблется между 100—200. В СПб. частных Г. — 7, Харькове — 5, Москве — 4 и по одной в городах: Орле, Воронеже, Одессе, Киеве, Тифлисе, Омске и Иркутске.

Порядки в гимназиях конца XIX — начала XX века и протесты учащихся

Вся жизнь учащихся проходила под надзором школьных властей. Их обязывали носить форму даже во внеучебное время, не разрешали им выходить на улицу после 7 часов вечера, часто запрещали посещать театры, лекции, библиотеки. Учеников нередко исключали из гимназии по нелепым, надуманным причинам. Так, в 1863 г. ученика шестого класса Воронежской гимназии Родионова выгнали за то, что он на уроке «пожал плечами и улыбнулся, выразив тем самым своё недоумение». А в 1867 г. ученик третьего класса 1-й Петербургской гимназии Колышко был исключён за «вредные мысли, выраженные им по поводу спасения государя Александра II от гибели» — он в разговоре с товарищами сказал: «Бог Троицу любит: два раза спас, а третий не спасёт».

Гимназисты часто создавали нелегальные организации. Только в 1895—1904 гг. существовало почти 150 союзов учащихся в 98 городах. Часть из них занималась только просветительством, но другие были политическими и пытались вовлечь молодых людей в практическую революционную работу. Во время революции 1905—1907 гг. учащиеся требовали ввести «свободную школу»; изменить программы; отменить внешкольный надзор, обыски, унизительные наказания и обязательные богослужения; разрешить кружки, ученическое самоуправление и родительские комитеты.

См. также Волчий билет.

Проект реформы средней школы

В 1915—1916 гг. по инициативе министра просвещения графа П. Н. Игнатьева была предпринята попытка реформировать среднее образование в России. К разработке проекта «новой школы» привлекли видных педагогов, учителей-практиков, членов Государственной думы.

По замыслу авторов проекта средняя школа должна была состоять из двух ступеней — с трёхлетним и четырёхлетним сроками обучения. При этом для первой ступени согласовывались курсы первых трёх классов гимназий, высших начальных училищ и четырёхклассных народных школ. Это означало, что окончивший первую ступень любой школы или училища мог без экзаменов продолжить заниматься в гимназии на второй ступени. На второй ступени должны были быть три отделения — новогуманитарное, гуманитарно-классическое и реальное. В каждом из них должны были углубленно изучать соответствующие профилю предметы: на новогуманитарном отделении — русский и иностранный языки, истори; на гуманитарно-классическом — древние языки; на реальном — физику, математику или естествоведение. Таким образом учитывались склонности учащихся. Предполагалось также расширить курсы русской словесности, отечественной истории и географии, краеведения для воспитания патриотизма.

Однако консервативно настроенные учителя и консерваторы из числа депутатов Государственной Думы подвергли этот проект резкой критике. Правительство отклонило проект, а в конце 1916 г. Игнатьева сняли с должности министра просвещения.



Просмотров: 8818


<<< Факультет
Александровская гимназия (Рига) >>>