Учебные заведения - Дворкин, Александр Леонидович - Критика деятельности Дворкина

08 февраля 2011


Оглавление:
1. Дворкин, Александр Леонидович
2. Биография
3. Критика деятельности Дворкина
4. Ответы на критику
5. Положительные отзывы
6. Публикации Александра Дворкина



Критика в России

« Достаточно определённо выглядит Дворкин по результатам антирелигиозной деятельности и на страницах своего итогового труда «Сектоведение». В первом случае, это массы оскорблённых в своих религиозных чувствах верующих из-за его повального негативизма в адрес чужих верований. Во втором — сборник беспорядочных, искажённых представлений о том, с чем автор, по всей видимости, просто не знаком, масса фальсификаций, передёргиваний, оговоров и псевдонаучных рассуждений, сильно проигрывающих по своей художественности трудам академика Фоменко. Печатный текст, как известно, принципиально отличается от устной речи — он всегда более прозрачен. Поэтому, для того, чтобы увидеть российского «сектоведа № 1» без всяких прикрас, лучше всего прочитать этот труд. Собственно, так и делают хорошие специалисты.
Историк и религиовед Алексей Муравьёв и публицист Михаил Ситников
»

В изданный в 2005 году в Санкт-Петербурге сборник «Очерки российского сектоведения» вошли посвящённые творчеству Дворкина материалы ряда философов: председателя президиума Русского геополитического общества Сергея Шатохина и сопредседателя Всемирного русского собора Игоря Кольченко, профессора, доктора юридических наук М. Кузнецова и главного редактора газеты «Славянский дом» Ю. Исатова. Все упомянутые авторы сборника, изданного православным братством «Ревнители Православия», по словам авторов статьи, являются православными и относятся к «сектам» отрицательно, но отзывы и о деятельности, и о книге Дворкина, опубликованные в сборнике, вовсе нелестны:

« Будучи преподавателем учебных заведений Русской Православной Церкви, читая лекции будущим православным пастырям, богословам и учёным, А. Л. Дворкин наносит своей деятельностью несомненный ущерб интересам Церкви и православного народа в России, приучая студентов к пренебрежению научными методами работы, поверхностному знакомству с темой религиозного сектантства, не формирует канонический церковный взгляд на этот предмет. Не умея работать в избранной области профессионально с научной точки зрения, то есть так, как только того и требует сам предмет исследования — современное религиозное сектантство, А. Л. Дворкин по своим пособиям готовит для Церкви самоуверенных дилетантов, которые не только не сумеют отстаивать интересы Церкви в современном гражданском обществе, но и будут дискредитировать церковную науку перед лицом светских исследователей, а Священноначалие Русской Православной Церкви перед обществом и государством.
И. Кольченко
»
« А. Л. Дворкин и ряд лиц, выступающих с ним по данным вопросам , демонстрируют своё непонимание процессов церковной канонизации, прославления во Святых, как явлений внутренней жизни Церкви… Их убеждение, что в данном отношении можно что-то запретить в принципе, исключить возможность того или иного события в этой области, свидетельствует, по нашему мнению, просто об их недостаточной вере в Бога и потому присвоении себе способностей и свойств, которые в Христианской Церкви считаются принадлежащими не людям, какими бы образованными или высокопоставленными в церковной иерархии они ни были, а только Богу.
С. Шатохин
»

Оценивая деятельность Дворкина, юрист, сопредседатель Славянского правового центра Владимир Ряховский, утверждает:

« «Центр св. Иринея Лионского», если оценивать его по деятельности Дворкина и по выявленным им самим же признакам «деструктивных и тоталитарных сект», по существу и является крайне деструктивной сектой, которая, основываясь на лжи, пропагандирует вражду к целому ряду официально действующих в нашей стране законопослушных религиозных объединений. »
« То же, что делает господин Дворкин от лица церкви, работает только на ее дискредитацию…
H. И. Козлов, писатель и психолог, член-корр. РАЕН
»

Ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН, доктор филологических наук А. А. Панченко в своем интервью Интернет-порталу Богослов.Ru отметил:

« … не могу не выразить своего возмущения тем, что Экспертный совет по государственной религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции возглавил одиозный активист антисектантского движения Александр Дворкин, подлежащий, с моей точки зрения, судебному преследованию за разжигание религиозной розни. Это, конечно, тоже свидетельствует о некомпетентности нынешней правящей элиты. »

Руководитель проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России», социолог, религиовед Сергей Филатов высказал свою точку зрения на деятельность Дворкина в связи с его назначением на должность председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ:

« Избрание Александра Дворкина — акт или дерзости, или безумия. Дворкин — фигура знаковая, на протяжении многих лет он шельмует без особого разбора религиозные меньшинства, обвиняет в самых невероятных преступлениях, призывает власти покончить с религиозной свободой. До сих пор он выступал в роли главного сектоведа РПЦ. Раскручиваемая им перманентная кампания ненависти не красила РПЦ. На мой взгляд, она её просто дискредитировала. Но, в конце концов, он выступал лишь в роли выразителя взглядов общественной организации, а не власти. Теперь за всю ненависть и клевету, которыми он фонтанирует, несёт ответственность государство. »

По мнению Александра Новикова, в результате деятельности А. Дворкина в министерстве юстиции РФ, он избран в мае 2009 года вице-президентом «скандально известной иностранной организации», распространяющей «непроверенную клеветническую информацию о религиозных меньшинствах, провоцируя религиозную ненависть», — Европейской Федерации исследовательских центров информирования о сектах:

« Член совета директоров FECRIS Александр Дворкин, получив трибуну в Минюсте, втягивает Российскую Федерацию в ситуацию религиозной вражды и опасности быть опороченной в глазах международного сообщества. »


« …мы должны отдавать себе отчёт в опасности того, что информация может быть недостоверна в связи с тем, что проблема одной страны может быть неверно воспринята в других странах; более того, иногда мы можем не иметь представления о том, что данная информация исходит из связанных между собой источников и несет в себе сходное предубеждение. Это утверждение особенно верно, когда все новые религии априори определяются как опасные культы, и любое поведенческое отклонение любого их члена рассматривается как ещё одно подтверждение тому. Эти соображения вынудили меня предпринять критический обзор доклада А. Дворкина перед комиссией бундестага 21 сентября 1997 г., в котором он предложил свой отчёт о нынешнем состоянии проблемы культов в России. Я придерживаюсь мнения, что этот доклад уязвим и с методологической, и с фактической точки зрения. Кроме того, у меня есть сомнения в том, приемлем ли доклад с чисто моральной точки зрения, так как он содержит несколько личных и беспочвенных нападок на некоторых конкретных людей. Скрытая предпосылка доклада Дворкина состоит в том, что все НРД имеют, в сущности, одни и те же характеристики и все они могут быть названы «тоталитарными сектами» и «деструктивными культами». Таким образом, автору кажется достаточным привести всего несколько примеров из деятельности всего нескольких групп для того, чтобы составить общее утверждение об опасности, исходящей от всех НРД. Более того, деятельность НРД описана как антисоциальная, потому что НРД ассоциируются с культами. Метод «обвинения по ассоциации» широко используется в данном докладе. Исходя из этой логики, автор не может не попасть в некий порочный круг: культы опасны, потому что их деятельность опасна; деятельность культов опасна, потому что опасны культы.
Марат Штерин, Ph.D.
»

В марте 2007 года, выступая на депутатских слушаниях в Мосгордуме, президент Ассоциации индийцев в России господин С. К. Джха, критикуя А. Л. Дворкина за причисление кришнаитов к тоталитарным сектам, заявил:

« Индуизм является самой древней из существующих религий и самодостаточным религиозным направлением, при этом ни от кого не откалываясь и не являясь фрагментом какой либо религии. Высказывания господина Дворкина оскорбляют религиозные чувства последователей индуизма в России и вызывают возмущение в Индии. »

Российский религиовед С. И. Иваненко считает А. Л. Дворкина представителем «конфронтационного» подхода, который, по его мнению, характеризуется крайне негативным отношением к другим религиям как к «тоталитарным сектам» или «деструктивным культам».

Существует и критика подхода Дворкина внутри РПЦ.

Критика на международном уровне

1 мая 2009 года Комиссия США по международной религиозной свободе представила президенту Бараку Обаме, Конгрессу США и общественности доклад о проблемах обеспечения религиозной свободы в ряде стран мира, в том числе в России. Недовольство Комиссии вызывает новый орган при Министерстве юстиции РФ — Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы и фигура председателя Совета А. Л. Дворкина. Авторы доклада отмечают резкие заявления Дворкина об Обществе сознания Кришны, свидетелях Иеговы, неопятидесятниках и некоторых исламских группах, а также на отсутствие у Дворкина «академического образования в области религиоведения», хотя Дворкин получил своё образование в университетах именно этой страны.

В отчёте Государственного департамента США о ситуации со свободой совести в России за 2009 год в разделе, посвящённом России, Александр Дворкин упоминается несколько раз. Отдельный абзац посвящён созданию Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ. В отчёте отмечается, что единомышленники избрали Дворкина своим председателем, учитывая, что Дворкин является «открытым сторонником определения религиозных меньшинств в качестве экстремистских культов и „сект“. Его назначение на официальную должность, которая отвечает за рекомендации религиозным группам при их регистрации, вызвало возмущение как представителей религиозных меньшинств, так и международных экспертов».

Организаторы слушаний в Европарламенте о свободе религии в России, проходивших в Брюсселе в ноябре 2010 года, не допустили А. Дворкина к участию в слушании. Причиной отказа была негативная характеристика его деятельности по борьбе с сектами .

Критика Дворкина представителями Русской православной церкви

Существует критика деятельности А. Л. Дворкина со стороны представителей Русской православной церкви.

Один из критиков — доцент Московской православной духовной академии Р. М. Конь. По его мнению, А. Л. Дворкин навязывает Русской православной церкви чуждое ей «антикультисткое» отношение к нехристианским религиям и ересям, подменяя богословскую православную аргументацию обвинениями в адрес «сект» в уголовных преступлениях, связях с зарубежными спецслужбами, аморализме и прочее.

Существует полемика между Центром Религиозных Исследований св. Иринея Лионского и священником Олегом Стеняевым, возглавляющим центр по реабилитации жертв нетрадиционных религий имени А. С. Хомякова. Олег Стеняев высказывал мнение, что:

« Существует два типа православной проповеди в языческой среде. Один тип — это проповедь сторонников так называемой «тоталитарной теории», которые занимаются сбором компромата на разные сектантские религиозные группы и организуют против них судебные разбирательства…Другая группа проповедников, исповедуют принцип «миссионерской открытости». Задача подлинно православного благовествования заключается в том, чтобы как можно с более доброжелательной позиции принести заблудшим сектантам и язычникам благовествование об Истинах Православия. »

Однако, Олег Стеняев также высказывался за отзыв законов, «потворствующих деятельности тоталитарных сект», сказав, что ни в одной из стран западной демократии не существует «такого законодательного плюрализма в сфере религиозной жизни, как в современной России».

Наличие критики от отдельных течений внутри РПЦ признаёт сам Дворкин, заявивший в одном из интервью, что его обвиняют в том, что он —

«

...агент западного антикультового движения, который был заслан сюда с тем, чтобы развалить православие таким образом.

»

В мае 2009 г. православный сектовед Виталий Питанов обвинил Дворкина в плагиате: по его заявлению, книга А. Л. Дворкина «Десять вопросов навязчивому незнакомцу или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным» основана на главе 6 «Оценка культа: как защитить себя», параграф «Как задавать вопросы: Ключ к защите себя от деструктивных культов» книги С. Хассена «Противостояние сектам и контролю над сознанием» .



Просмотров: 6279


<<< Волков, Сергей Владимирович
Емельянов, Николай Евгеньевич >>>