Учебные заведения - Дворкин, Александр Леонидович - Биография

08 февраля 2011


Оглавление:
1. Дворкин, Александр Леонидович
2. Биография
3. Критика деятельности Дворкина
4. Ответы на критику
5. Положительные отзывы
6. Публикации Александра Дворкина



Семья, учёба

Родился 20 августа 1955 года в Москве, в семье интеллигенции. Отец был инженером, а мать, уроженка Белоруссии Бронислава Букчина, защитила диссертацию кандидата филологических наук и работала доцентом в секторе культуры речи Института русского языка АН СССР. Она стала одним из авторов словаря-справочника «Слитно или раздельно?».

Среднее образование получил в школах № 25, 91 и 112 г. Москвы. После окончания 10 класса, в 1972 году, поступил в Московский педагогический институт на факультет русского языка и литературы. Во время учёбы присоединился к движению хиппи. Вместе с единомышленниками он подготовил работу, которая была продемонстрирована 20 сентября 1975 года на выставке художников-авангардистов в одном из павильонов ВДНХ. Об этом произведении и его авторах — группе хиппи под названием «Волосы», в которую входил Александр Дворкин, — положительно отозвался американский журнал «Time». Как следствие, осенью 1975 года Александр Дворкин был отчислен с третьего курса института «за убеждения, несовместимые с теми, которые должны быть у будущего советского педагога».

Затем работал рентгенотехником в отделе реанимации кардиологического центра Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова на Пироговке и санитаром в отделении травматологической реанимации больницы на Хорошёвском шоссе, где его коллегой был Евгений Маргулис, и продолжал активно участвовать в движении хиппи. Одновременно стал разделять и пропагандировать диссидентские идеи, почерпнутые, в основном, из книг Александра Солженицына. Вскоре его деятельностью заинтересовался КГБ, который с лета 1976 года начал склонять его либо к отказу от распространения подобных взглядов, либо к сотрудничеству, либо к эмиграции за пределы Советского Союза. Дворкин выбрал последний вариант.

Эмиграция

Для выезда из СССР Александр Дворкин воспользовался фиктивным приглашением из-за границы — существовавшим в 1970-е годы способом официально выехать за рубеж на постоянное место жительства, — которое ему прислал один из вчерашних московских хиппи, перебравшийся в Тель-Авив. Перед эмиграцией Александр Дворкин успел вместе с другом совершить четырёхмесячное путешествие автостопом, побывав в Грузии, Крыму, Молдавии, Западной Украине, Белоруссии.

6 марта 1977 года Александр Дворкин эмигрировал из СССР, автоматически лишившись при этом советского гражданства. Поначалу он добрался самолетом до Вены, где в аэропорту Швехат располагался главный транзитный пункт для «советских» эмигрантов, которые пререправлялись либо в Израиль, либо на Запад. Соответственно, «будущих израильтян» брало под опеку Еврейское агентство, отправлявшее их самолётом до Тель-Авива. Остальные следовали, в основном, в США, пользуясь услугами международного «Толстовского фонда», помогавшего переправлять бывших советских граждан в Америку. Именно туда направился Дворкин. Для этого ему следовало оформить визу на въезд в США, чем, по договорённости с фондом, занималось американское посольство в Риме. Поэтому сотрудники международной организации сажали желающих на поезд до Рима, где люди оформляли бумаги.

Дворкин воспользовался данной услугой и оказался в Италии. Находясь в Италии, путешествовал автостопом, посетив ряд городов. Во Флоренции вместе с другом Александр Дворкин заночевал в палатке кришнаитов, а, проснувшись утром, вступил с ними в мировоззренческий спор. В результате один из кришнаитов позже присоединился к ним. Через четыре месяца Дворкин получил от американского посольства разрешение на въезд в США и в тот же день самолётом прибыл из Рима в Международный аэропорт имени Джона Кеннеди города Нью-Йорка.

В США

Первые месяцы пребывания в США Александр Дворкин работал курьером, официантом, копировальщиком. Знакомство с реальным миром американских хиппи принесло ему разочарование.

Учёба и принятие православия

В 1978 году Александр Дворкин стал студентом Хантер-Колледжа Нью-Йоркского университета, где продолжил изучение русской литературы. В 1979 году во время посещения православного храма в Нью-Йорке, решил креститься. На следующий день после посещения храма он встретил соотечественника, возглавлявшего кружок последователей Георгия Гурджиева. Александр Дворкин на некоторое время увлекся идеями нового знакомого, но не оставлял идею о крещении. По его словам, «гуру» активно отговаривал его от этого шага, и он расстался с наставником. Александр Дворкин принял крещение в нью-йоркском храме Христа Спасителя Православной Церкви в Америке 19 января 1980 года.

Летом 1980 года Александр Дворкин закончил Хантер-колледж, получив здесь степень бакалавра по специальности «русская литература». После этого он начал оформлять документы для аспирантуры по русской литературе в Колумбийском университете. В это время он познакомился с известным диссидентом, автором «Очерков по истории русской церковной смуты» Анатолием Красновым-Левитиным, который посоветовал Александру Дворкину продолжить образование в Свято-Владимирской православной духовной семинарии ПЦА в Нью-Йорке. Первым, кто его принял здесь, был протоиерей Иоанн Мейендорф. Беседа с ним сыграла решающую роль в выборе ВУЗа и осенью 1980 года Александр Дворкин стал студентом семинарии. Здесь он познакомился с ректором — протопресвитером Александром Шмеманом, который стал его духовником.

В 1981 году Александр Дворкин совершил паломническую поездку, во время которой посетил Израиль и Грецию. В Греции Дворкин побывал на Афоне, в древнем Пантелеймоновом монастыре, откуда привёз отцу Александру Шмеману подарок одного из русских насельников — покровцы и воздух работы XVIII века. Воспоминания от этой поездки, а также от последующих поездок на Афон вошли в книгу «Афонские рассказы».

Во время учёбы в академии Александр Дворкин нёс послушание: в 1982 году был поставлен в чтецы первоиерархом ПЦА Митрополитом Феодосием, позже стал алтарником, а потом — старшим алтарником академического храма. Летом 1982 года здоровье ректора Академии отца Александра Шмемана заметно ухудшилось и ему стало трудно принимать исповедь. Поэтому Александр Дворкин взял благословение ходить на исповедь к преподавателю академии, историку православия протоиерею Иоанну Мейендорфу, ставшему его новым духовником.

Диссертация, преподавательская деятельность

Летом 1983 года Александр Дворкин закончил академию и стал магистром богословия. В конце 1983 года отец Александр Шмеман скончался. Новым ректором академии стал протопресвитер Иоанн Мейендорф. В 1984 году по окончании «карантинного» срока для натурализации Александр Дворкин получил американское гражданство и поступил в докторантуру при кафедре средневековой истории Фордхемского университета — так называемого «иезуитского университета Нью-Йорка», основанного Католической церковью, а с 1969 года являющимся независимым учебным учреждением, в котором можно получить как религиозное, так и светское образование, — где специализировался на изучении византийской и русской истории средних веков. Туда его пригласил преподававший там отец Иоанн Мейендорф.

В 1987 году благодаря программе Комитету по христианскому сотрудничеству Ватиканского секретариата христианского единства Дворкин поработал полгода в основанном иезуитами для обучения русских католических и православных студентов Папском колледже Понтифицио Колледжио Руссо в Риме. В Ватиканской библиотеке он собирал материалы для докторской диссертации. По возвращении преподавал русскую историю в высшей Нью-Йоркской школе изобразительных искусств, продолжая научные исследования.

В 1988 году под руководством отца Иоанна Мейендорфа Александр Дворкин защитил в Фордхеме диссертацию на тему «Иван Грозный как религиозный тип», получив степень Ph. D по истории. Сама диссертация вышла отдельным изданием на английском, а позже — и на русском языках.

После защиты диссертации «молодого специалиста» могли принять только в университете в Эль-Пасо. Предлагаемый для преподавания предмет «Введение в общую историю» был не очень интересен Александру Дворкину как специалисту по русской истории ввиду его ознакомительности и непродолжительности. В связи с этим он решил сменить сферу деятельности.

Работа на радио

В конце 1988 года Дворкин переехал в Вашингтон, где устроился работать в бюро радиостанции «Голос Америки». Одним из тех, у кого он брал интервью был Борис Гребенщиков. Из церковной жизни Дворкин тоже не выпал: стал иподиаконом и алтарником владыки Василия Родзянко в Вашингтонском Свято-Никольском кафедральном соборе.

В 1991 году Александр Дворкин получил предложение переехать в Западную Европу. К этому времени его друг Алексей Цветков, который ранее был сотрудником выходившей в Сан-Франциско газеты «Русская жизнь», перебрался в Германию и начал работать на радиостанции «Свобода». Он пригласил в свой коллектив Александра Дворкина, который стал одним из редакторов отдела новостей мюнхенского бюро радиостанции. Одновременно он служил алтарником в местном православном сербском храме.

Радио «Свобода» финансировалось Конгрессом США. Александр Дворкин, отмечает, что этот факт ему сейчас припоминают, несмотря на то, что раньше многие из критиков сами ловили «Свободу», чтобы узнать новости о «гонениях за веру». Что с таким же успехом можно критиковать сотрудников газеты Известия, за то, что они когда-то работали в официальном печатном органе Верховного Совета. Двокрин отмечает, что на радиостанции вместе с ним работали протопресвитеры Александр Киселёв и Александр Шмеман, протоиерей Кирилл Фотиев, известный консервативный православный публицист Глеб Рар и даже занимающий теперь суперохранительную позицию Михаил Назаров..

В начале 1990-х годов Дворкин также сотрудничал с организацией, которая помогала православным американским семьям усыновлять детей-сирот из России.

Возвращение в Россию и начало антисектантской деятельности

А. Л. Дворкин посещал Россию во время правления Михаила Горбачёва, однако большую часть времени оставался за рубежом. В 1991 году, после путча, Александр Дворкин позвонил своему духовнику отцу Иоанну Мейендорфу и получил его благословение на возвращение на Родину.

Поездом из ФРГ через Румынию Дворкин возвратился в Россию 31 декабря 1991 года. Несколько месяцев спустя, в марте 1992 года, он поступил на работу в недавно образованный Отдел религиозного образования и катехизации Московского патриархата. В первое время Дворкин проводил публичные катехизаторские и просветительские лекции, в том числе с заключёнными Бутырской тюрьмы преподавал историю Церкви. По словам Александра Дворкина, вначале он наотрез отказался от предложения главы сектора религиозного образования Глеба Каледы плотно заняться «проблемой противодействия сектам», хотя во время проживания в США сталкивался и с кришнаитами, и с харизматиками, а также изучал сектоведение в Свято-Владимирской православной духовной семинарии .

Антисектанской деятельностью Дворкин начал заниматься летом 1992 года, после возвращения с похорон отца Иоанна Мейендорфа по предложению протоиерея Глеба Каледы. Главной причиной, по его словам, явилось сочувствие к людям, приходившим с жалобами на секты, в которые попадали их родственники. В марте 1993 года Александр Дворкин провёл конференцию по проблеме культа «Богородичный центр».

Для того времени эта тема была актуальной, так как в начале 1990-х годов, после провозглашения в России религиозной свободы, вместе с появлением иностранных миссионеров, принадлежавших к крупнейшим христианским конфессиям мира, активизировались новые религиозные движения, поэтому поле деятельности оказалось достаточно широким. Большую помощь Александру Дворкину оказал глава датской контркультовой организации «Диалог-Центр» профессор Йоханнес Огорд, который посетил Москву весной 1993 года и, познакомившись с Александром Дворкиным, пригласил его в гости. Вернувшись из поездки, А. Л. Дворкин решил создать подобный центр в России.

5 сентября 1993 года был открыт «Информационно-консультативный центр св. Иринея Лионского». Основное отличие данного центра от антикультовой «Cult Awareness Network», указываемое А. Л. Дворкиным, — это консультативный статус организации, предупреждающей об «опасности попадания в секту», реабилитацией же «сектантов» центр не занимается.

Во многом благодаря Александру Дворкину и диакону Андрею Кураеву в декабре 1994 года на Архиерейском соборе Русской православной церкви было принято определение «О псевдохристианских сектах, язычестве и оккультизме». Некоторые критики высказывают мнение, что Дворкин совместно с диаконом Андреем Кураевым развернул активную борьбу с любыми проявлениями религиозной жизни в России вне юрисдикции РПЦ МП, сделав упор на устойчивые отрицательные стереотипы, привитые антирелигиозной пропагандой в советский период. В список сект были занесены, в том числе неопятидесятники и кришнаиты.

Преподавательская деятельность

С 1992 по 1994 год Александр Дворкин преподавал предмет «История Церкви» на факультете журналистики в МГУ, где занимал должность профессора. В дальнейшем контракт продлён не был.

Впоследствии в публикациях недоброжелателей Дворкина широко комментировался некая справка за подписью декана факультета журналистики Ясена Засурского, в котором указывалось, что причиной не продления договора, якобы, явилось отсутствие необходимого образовательного уровня выражавшегося в наличии степени магистра, а также на, якобы, на отсутствие морально-деловых качеств и разжигание религиозной розни Данное утверждение было опровергнуто в судебном порядке решением Кировского районного суд города Ярославля


В биографии Александра Дворкина отмечается, что руководство факультета утратило интерес к группе церковной журналистики и контракт не был продлён по взаимной договоренности со всей группой преподавателей. А справка за подписью Ясена Засурского была пущена в обращение с подачи сайентологической организации, имеющей личные счёты с Дворкиным Также на запрос Александра Дворкина Ясен Засурский подтвердил взимную договорённость не продлевать договор. Журналист Евгений Мухтаров провёл сличение факсимиле всех пяти запросов Ясену Засурскому, проводившихся обеими сторонами по делу неопядидесятнической газеты «Екклесиаст», где выяснил, что причиной не продления договора о преподавательской деятельности между деканом факультета журналистики МГУ и Александром Дворкиным являлась исключтительно взаимная договорённость, но никак не претензии к образовательному уровню последнего


После этого А. Л. Дворкин перешёл в созданный в 1993 году Российский православный институт св. Иоанна Богослова, а в 1995 году занял должность заведующего кафедрой сектоведения в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, учреждённого к тому времени РПЦ, и получив указом уполномоченного лица учредителя — Патриарха Алексия II — звание профессора.

По информации ПСТГУ, кроме лекций, которые читаются в России и в Брюсселе, при кафедре Дворкина «проводится систематическая антисектантская работа».

Читал курс лекций по новым религиозным движениям в финском университете Йоэнсуу, неоднократно выступал в различных германских высших учебных заведениях, в Братиславском университете и Орхусском университете, а также во множестве отечественных вузов — от Сахалина и Владимира до Калининграда.

Другая деятельность

Александр Дворкин выполняет послушание чтеца храма Святой Троицы в Хохлах.

4 ноября 2009 года состоялась премьера фильма Павла Лунгина «Царь», о взаимоотношениях Ивана Грозного и митрополита Филиппа. Александр Дворкин стал консультантом фильма, а также сыграл роль архиепископа Пимена

Дворкин и РПЦ

Деятельность Александра Дворкина отмечена наградами РПЦ, его приглашают с лекциями во многие епархии. В 2008 году патриарх Алексий II поздравил Центр религиоведческих исследований во имя свщмч. Иринея Лионского, пожелав «дальнейших успехов в их деятельности на благо Русской Православной Церкви и нашего Российского Отечества». Понятие «тоталитарная секта» используется большинством православных антисектантских организаций. В 2007 году Александр Дворкин награждён орденом Нестора летописца III степени от Украинской православной церкви.


Понятие «Тоталитарная секта»

Александру Дворкину приписывается введение в обиход в русском языке термина «тоталитарная секта». Во время on-line-конференции в РИА Новости Александр Дворкин сказал по этому поводу следующее:

« В связи с путаницей в употреблении термина «секты» я предлагаю разделять секты «классические» от сект «тоталитарных». Классические секты — это сравнительно небольшие культурно ограниченные религиозные организации, главный смысл существования которых — это противостояние основной религиозной традиции страны. Но вместе с тем, ни в коей мере нельзя сказать, что они социально опасны, эксплуатируют своих последователей, контролируют их сознание, наживаются на них и т. д. Все эти признаки характерны как раз для тоталитарных сект. К классическим сектам относятся, например, баптисты. Нужно отметить, что, употребляя этот термин, я никак не хочу их обидеть. Это классический термин социологии религии. Можно сказать, что баптисты — это уважаемая христианская секта. Есть и секты, принадлежность которых к той или иной группе определить достаточно сложно, поскольку они по ряду признаков уже не классические, но ещё и не тоталитарные. К таким сектам я отнёс бы адвентистов седьмого дня и старопятидесятников. Ну а далее следуют уже собственно тоталитарные секты, которыми я и занимаюсь. »

30 сентября 2006 года на телеканале «Россия» в программе «Национальный интерес» с Дмитрием Киселёвым Дворкин дал определение «тоталитарной секты» со ссылкой на французский опыт

Это своего рода авторитарная организация, которая направлена на власть и деньги для ближайшего окружения, прикрывается различными масками, совсем не обязательно религиозными, может быть политическими, может быть психологическими, может какими-либо другими, для которых характерны обман при вербовке, контролирование сознания членов, эксплуатация своих членов их жизни и т. д. и т. п.

. Присутствовавший рядом протодиакон А. В. Кураевым отметил, что

Александр Леонидович привёл определение, которое французский законодатель дал секте. То есть не просто какого-то специалиста. Во французском законе это определение есть. И это хорошая база от которой может отталкиваться при разработке аналогичной дефиниции в российском праве

. По их мнению, аналогичное понятие нужно ввести в законодательство России. В других своих интервью Дворкин прямо говорит, что характеристика понятию «тоталитарная секта» дана в законе Франции, принятом в мае 2001 года, и во избежание недомолвок в приложении к закону приведён список из 178 наименований опасных сект. В единственном принятом Парламентом Франции 30 мая 2001 года Законе «О предупреждении и пресечении сектантских течений, ущемляющих права и основные свободы человека», или т. н. Законе Эбоут-Пикард внесённый французскими парламентариями Николасом Эбоутом и Катрин Пикар. В тексте закона по отношению к сектантским организациям применяется понятие «юридическое лицо», и закон не содержит приложений со списком сект., в Главе 4. «Положения, ограничивающие рекламу сектантских движений» прямо не даётся какого-либо определения понятию «тоталитарная секта», хотя много раз названы все существенные признаки тоталитарной секты, которые использует в своём определении Александр Дворкин

Михаил Шахов, религиовед, специалист по сравнительному изучению французского и российского опыта государственно-конфессиональных отношений, профессор РАГС профессор РГТЭУ, доктор философских наук, член Экспертного совета Комитета по делам общественных и религиозных организаций Государственной Думы Федерального Собрания РФ отмечает, что по состоянию на 2009 год:

« Французское законодательство, как и российское, не знает такого понятия как "секта". Попытка ввести такое понятие в правовую систему привело бы к ограничению конституционных прав и свобод и к юридическому разграничению религий на "первый" и "второй" сорта. Таким образом, юридического определения "секта" нет, но в религиоведческой литературе оно используется. »

Российский религиовед И. Кантеров считает бессодержательным понятия «тоталитарная секта» и «деструктивная секта». По его мнению, данные понятия используются главным образом с идеологическими целями — создания негативного образа некоторых новых религиозных объединений.

Семья

У Александра Дворкина есть младшая сестра. Жива и его мать. Супруга, Ирина Георгиевна, уроженка Челябинска и дочь полковника ВВС в отставке Георгия Дзюбинского, является выпускницей факультета иностранных языков Челябинского педагогического института. Дочь Ульяна. Семья проживает в г. Москве.

В свободное от работы время Александр Дворкин несёт послушание алтарника и чтеца московском храме Святой Троицы в Хохлах. Отпуск Александр Дворкин проводит обычно с семьёй или на Украине, где прошло его детство, или в странах Средиземноморья, например, на Кипре и в Греции.

Общественная деятельность, скандалы и судебные процессы

Иск из-за брошюры «10 вопросов…»

В 1997 году «Общественный комитет защиты свободы совести» в лице Глеба Якунина с примкнувшими к нему М. С. Осадчевым, Л. С. Левинсоном, Н. А. Балуковой, обратились в Хорошёвский районный суд Москвы, с иском к А. Л. Дворкину и Отделу религиозного образования и катехизации Московского Патриархата об опровержении утверждая, что сведения излагаемые в брошюре «Десять вопросов навязчивому незнакомцу…» не соответствуют действительности и порочат честь, достоинство и деловую репутацию описываемых в ней организаций — «Общество сознания Кришны», «Церкви Объединения» Муна, «Саентологии», «Богородичного центра» И. Береславского и др.

21 мая 1997 года Хорошёвский районный суд Москвы после многодневного процесса в иске отказал:

« Суд считает установленным, что приведённые А. Л. Дворкиным в брошюре «Десять вопросов навязчивому незнакомцу или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным» сведения о «тоталитарных сектах», которые оспариваются истцами — соответствуют действительности, а потому не подлежат опровержению.

… Суд решил: В иске Общественного Комитета защиты свободы совести, Левинсона Льва Семёновича, Осадчева Михаила Семёновича, Балуковой Натальи Александровны к Дворкину Александру Леонидовичу, Отделу религиозного образования и катехизации Московского Патриархата о защите чести, достоинства и деловой репутации, опровержении порочащих сведений отказать.

»

Отмена лекций по истории православной церкви в УрГУ

В 2000 году ректорат Уральского государственного университета запретил проведение лекций Дворкина по истории Православной Церкви, и ему пришлось выступать с курсом лекций по сектоведению и истории Церкви в Окружном доме офицеров. Договорённость между Екатеринбургской епархией РПЦ МП и ректоратом университета о лекциях Дворкина была аннулирована приказом ректора университета Владимира Третьякова за два часа до их начала. Ректорат университета эту отмену объяснил «этическими соображениями», так как «государственное учебное учреждение не может заниматься религиозной пропагандой…».

Конфликт с изданиями «Екклесиаст» и «Золотое кольцо»

В 2003 году в двух газетах Ярославля, 2003, статья «Гапон Второй»), а вторая — «Золотое кольцо» от 28 октября 2003 года, статья «Великий сектовед на каналах ЦРУ».) были распространены сведения о том, что Дворкин перешёл из иудаизма в христианство, вступил в брак с американской гражданкой с целью получения гражданства США и разжигал конфликты на религиозной почве, а также ему были приписаны утверждения, что «единственная религиозная организация, которая не представляет опасность для общества — это сатанисты».

Эти факты, как и сравнение Александра Дворкина с двойным агентом-провокатором Георгием Гапоном, были признаны Кировским районным судом города Ярославля 13 декабря 2006 года оскорбляющими честь, достоинство, деловую репутацию Александра Дворкина и подлежащими опровержению. В то же время суд признал, что порочащими не являются такие высказывания газеты, как: "этот борец с прозелитизмом перекрестился из иудаизма в православие в 1980 году … поскольку в статье не содержится сведений о корыстных либо иных низменных причинах принятия истцом православия, данный факт не связан и с аморальным, нечестным, недобросовестным поведением Дворкина А. Л. "; утверждение, что Александр Дворкин имеет американское гражданство, поскольку им не оспариваются факты приобретения американского гражданства и фраза «Репутация одиозной личности, разжигателя межрелигиозных конфликтов тянется за ним», поскольку здесь речь идёт об оценочном суждении. Факт исповедания иудаизма ответчиками доказан не был. В заявлении истца этот факт охарактеризован им как «не соответствующий действительности». Судебного же решения по этому частному вопросу нет, как и по наличию у Александра Дворкина американского гражданства.

Единственным из шести требований Александра, которое суд не удовлетворил, было признание не соответствующими действительности утверждения, что ему, истцу, якобы, было отказано в чтении лекций на журфаке МГУ из-за «недостаточного образовательного уровня». Своё решение по данному вопросу суд объяснил тем, что, по закону, претензии в публикации недостоверной информации следует предъявлять первоисточнику — то есть интернет-сайту организации Нарконон, разместившей у себя «справку от Ясена Засурского».

Газета «Золотое кольцо» ещё до начала судебного заседания принесла извинения за недостоверную публикацию об Александре Дворкине., а также позднее опубликовало интервью с Александром Дворкиным. Журналист Евгений Мухтаров провёл полное сравнительное исследование всех материалов ярославского процесса

Задержание нарядом милиции в Екатеринбурге

23 марта 2005 года Александр Дворкин и руководитель миссионерского отдела епархии священник Владимир Зайцев приехали в школу № 21 Чкаловского района Екатеринбурга для чтения лекций на тему: «Тоталитарная секта „Новая жизнь“ — погоня за властью и деньгами» и разговор с пострадавшими от деятельности секты Григория Грабового. Во время встречи с горожанами сотрудники Чкаловского РУВД Екатеринбурга попытались их задержать. После того, как Александр Дворкин, священник Владимир Зайцев, оператор епархиальной телекомпании Виктор Григорьев и двое организаторов встречи отказались последовать в отделение поясняя свой отказ согласованностью мероприятия, сотрудники правоохранительных органов применили силу. По словам отца Владимира на задержание прибыли два милицейских УАЗика и три легковых автомобиля с около 15 сотрудниками милиции, задержанием руководил капитан милиции Владимир Шевченко находившийся в состоянии алкогольного опьянения. Задержанные провели в Чкаловском РУВД г. Екатеринбурга несколько часов и были выпущены только после после прибытия в отделение депутата Государственной Думы России Евгения Ройзмана. По мнению отца Владимира причиной происшествия стала "подкупленность ряда милиционеров руководителями процветающей в районе секты неопятидесятнического толка «Новая жизнь».. По словам представителя пресс-службы УВД Екатеринбурга задержание было проведено за отказ прекратить несогласованное с администрацией образовательного учреждения мероприятия и неподчинение сотрудникам правоохранительных органов, а также для установления личности и целей собрания.

В связи с произошедшими событиями Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сделал следующее заявление:

« Я с большой тревогой услышал сообщение из Екатеринбурга о совершившемся насилии над миссионером профессором Александром Леонидовичем Дворкиным — известным борцом с тоталитарными сектами, компетентным учёным и неустрашимым проповедником. Пострадали и другие люди, в том числе священник. Мы живем в свободной стране, где свобода слова гарантирована Конституцией. Любое препятствие, тем более правоохранительными органами, распространению свободы слова подрывает правовые основы нашего государства.. »


Расследование дела поручено специально созданной следственной бригаде и взято на особый контроль заместителем Генерального прокурора РФ в УФО Юрием Золотовым. По результатам проверки прокуратура Свердловской области возбудила уголовное дело по статье 286 УК РФ в отношении руководителей правоохранительных служб, своевременно не остановивших беззаконие со стороны подчиненных. Также по поручению прокуратуры руководство ГУВД Свердловской области провело служебное расследование которое выяснило, что задержание Александра Дворкина и служителей Екатеринбургской епархии было необоснованным, и что во время задержания сотрудники правоохранительных органов превысили служебные полномочия, проявив грубость. Начальник отделения Чкаловского РУВД Екатеринбурга, руководивший задержанием, был уволен из органов внутренних дел «за допущенную грубость и нетактичное поведение по отношению к священнослужителям», а ряду руководителей управления были определены дисциплинарные взыскания. И. о. начальника ГУВД Свердловской области Владимир Филиппов принес извинения Екатеринбургской епархии и лично отцу В. Зайцеву за произошедший конфликт. Также был уволен заместитель прокурора Чкаловского района Екатеринбурга за то, что не провел проверку конфликта между священнослужителями и милиционерами.

Священник Владимир Зайцев впоследствии подробно рассказал в интервью все подробности происшествия., а также отправил официальное письмо депутату Государственной Думы России Евгению Ройзману

Иск Сергея Ряховского

Осенью 2006 года председатель «Российского объединённого союза христиан веры евангельской» Сергей Ряховский обратился в суд с иском к Дворкину. Поводом послужило выступление последнего в программе телеканала «Россия» «Национальный интерес» 30 сентября 2006 года, в котором А. Дворкин обвинил С. Ряховского в подготовке «оранжевой революции» на территории России. Глава РОСХВЕ заявил, что его обвинили в подготовке оранжевой революции, и просил суд признать утверждения А. Дворкина безосновательными и порочащими честь и достоинство. Предварительные слушания состоялись 9 ноября и 21 декабря. В обоих случаях ни Сергей Ряховский, ни Александр Дворкин на суд лично не явились, предпочитая действовать через адвокатов, работающих по доверенности. По разным причинам процесс затягивался, итоговое заседание состоялось 14 мая 2007 года, решение на нём было вынесено в пользу Дворкина.

Иск Хельсинкской группы

30 сентября 2006 года Дворкин в передаче «Национальный интерес» на телеканале «Россия», в частности, сказал:

« Ну, я не говорю про Хельсинкскую группу, которая, впрочем, постоянно поддерживает все секты и состоит на жалованьи у сайентологии. »

В этой связи Московской Хельсинкской группой — МХГ против А. Л. Дворкина и ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» было подано исковое заявление от 26 ноября 2006 года о защите деловой репутации. Её интересы в ходе процесса взялся отстаивать работник правозащитного центра «Ковчег» — адвокат Сергей Сычев.

Из-за того, что заявитель указал Хорошевскому суду столицы старый адрес ответчика, по которому и отправилось повестка — Дворкин о процессе ничего не знал, и дело рассматривалось без него. В отсутствие ответчика, суд принял сторону истцов и признал не соответствующими действительности утверждение, что «МХГ состоит на жалованье у сайентологов».

Затем Александр Дворкин подал кассационную жалобу на решение Хорошевского суда, и 6 августа 2007 года оно было отменено, а дело направлено на новое рассмотрение в Басманный суд Москвы.

29 января 2008 года, рассмотрев заявление истца и заслушав доводы ответчиков, Басманный суд отказал МХГ в удовлетворении её исковых требований, мотивируя своё решение тем, что высказывание Дворкина «не может рассматриваться, как утверждение о фактах», а является его мнением, которое «не может быть проверено на соответствие действительности», а также суд счёл невозможным «идентифицировать распространённые ответчиком высказывания с конкретным юридическим лицом» — Московской Хельсинкской группой.

Конфликт с кришнаитом в центре Москвы

1 мая 2006 года в центре Москвы произошёл конфликт между Дворкиным и послушником московского храма Международного общества сознания Кришны проживающем без регистрации гражданином Молдавии Сергеем Косенко, распространявшим книги издательства Бхактиведанта Бук Траст в подземном переходе между станциями метро «Кузнецкий мост» и «Лубянка». Дворкин отвел кришнаита в милицию, где сообшил, что сделал замечание группе кришнаитов, один из которых нанёс ему лёгкие побои по лицу и рассёк губу. . Информация об избиении кришнаитом Дворкина впоследствии была изложена начальником Управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Виктором Бирюковым, отметившим, что состава преступления в происшествии нет, поскольку, по его словам, потерпевший Александр Дворкин не был избит, а также с заявлением о избиении не обращался. Сотрудники проверили документы у Косенко, которого привёл под локоть Александр Дворкин сам после этого ушедший, и отпустили. По словам президента московского Общества Сознания Кришны Сергея Андреева нападение было только со стороны Александра Дворкина, а Сергей Косенко после проверки документов пошёл по своим делам..

12 мая 2006 года, Сергей Косенко, в интервью «Порталу-Credo», описал случившееся как нападение самого Дворкина, который при этом вырвал у него из рук одну из индуистских книг и, крича, что всё это сатанизм, порвал её на части. Агрессивное поведение православного профессора кришнаит объяснил следующим образом:

« Таким образом, каждый фанатик обычно убеждает себя в своей правоте, укрепляет себя. Сначала он хватает книгу, а потом может и нож взять в руки для того, чтобы убить во имя своей веры, то есть он уже по существу не контролирует себя. »

Косенко также заявил, что это был уже второй случай нападения на него Александра Дворкина. На вопрос журналиста, каково мнение кришнаита о случившимся конфликте, Сергей Косенко ответил:

« Дворкин скорее прикрывается Церковью. В результате его выступлений у несведущих людей появляется ощущение, что в обществе все делятся на «наших» и «ненаших». При этом, антисектантские акции усугубляют незнание религии и веры вообще, люди отворачиваются от православия, если слышат высказывания таких людей, как Дворкин. Профессор Александр Дворкин — не православный, а православные — это преподобный Сергий Радонежский и митрополит Антоний Сурожский. В основе православия лежит христианский принцип — возлюби Господа Бога Твоего и ближнего своего, а проявление агрессии — это вообще не религия. »

15 мая 2006 года с заявлением по поводу интервью Сергея Костенко «Порталу-Credo» выступили официальные представители РАЦИРС — Вице-президент РАЦИРС протоиерей Александр Новопашин, Вице-президент РАЦИРС протоиерей Александр Шабанов, и Ответственный секретарь РАЦИРС, кандидат исторических наук, доцент, священник Лев Семёнов, где высказались следующим образом:

« Гражданин Косенко, нарушая российские законы, торгует в метро при попустительстве дежурящих здесь милиционеров, а профессор Дворкин, разрушивший своим вмешательством эти идиллические взаимоотношения правонарушителя и правоохранителей, получает от преступника удар кулаком в лицо. Что касается официального медицинского освидетельствования полученных им телесных повреждений, то в нем речь идет о повреждениях мягких тканей лица и слизистой губы. Надеемся, что последним уточнением, мы полностью удовлетворили любопытство С. Косенко, выраженное им в интервью в недопустимо скабрезном стиле. »

Также официальные представители РАЦИРС обратили внимание на пристрастность и ангажированность «Портала-Credo» проводившего интервью с Сергеем Костенко:

« Наверное, самое время обратить внимание и на Портал-Credo.Ru, в очередной раз подтвердивший свою низкопробную репутацию размещением названного интервью. Действительно, какой по большому счету может быть спрос с занесенного в Москву молдавского недоросля, прибившегося к экзотической секте, оставшегося в свои тридцать два то ли бывшим музыкантом, то ли нелегальным книгоношей, без семьи, без определенного рода занятий и, похоже, без особого образования, имеющего при себе «ксерокс паспорта» и бродящего ныне по московским улицам и переходам метро с целью всучить прохожим данную ему сектантскими лидерами для распространения литературу. В строгом смысле он лишь жертва секты, охотно прибравшей к рукам его подобно многим другим. И уж тем более смешно быть чересчур придирчивым к литературному стилю его интервью. А вот Порталу, должно быть мнящему себя способным находиться в одном ряду с респектабельными информационными ресурсами интернета, не мешало бы требовательнее относиться к стилистике и тону размещаемых материалов. Портал, претендующий на предоставление широкой информации в сфере религиозной жизни, казалось бы, должен помнить, что целомудрие является одним из атрибутов религиозности как таковой. »

Опровержение Якова Кротова

12 ноября 2006 года Яков Кротов направил в «Центр религиоведческих исследований им. св. Иринея Лионского», возглавляемый Дворкиным, письмо с опровержением информации, датируемой 29 сентября 2005 года, подписанной неким «братом во Христе Андреем», и размещённой на сайте центра. Этот материал Яков Кротов охарактеризовал как «анонимную фальшивку, написанную якобы одним из членов общины», и обвинил публикаторов: «Вы приняли на себя ответственность за распространение клеветы». Но ни в суд, ни в прокуратуру не обратился.

Протест индолога Ирины Глушковой

В 2008 году сайт Portal-Credo.ru со ссылкой на официальный сайт Международного общества сознания Кришны разместил текст заявления российского индолога, ведущего научного сотрудника Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Ирины Глушковой. В заявлении И. П. Глушкова высказала возражения против использования в статье «Кришнаиты как они есть» её фразы, опубликованной в 1996 году в «Независимой газете». В заявлении отмечено, что на некоторых сайтах статья «Кришнаиты как они есть» подписана именем Глушковой, а также то, что к ссылкам на эту цитату чаще других и без видимого повода прибегает А. Л. Дворкин.

В тексте заявления И. П. Глушкова ссылается на то, что цитата «произнесена в полемике по конкретному поводу», и возражает против использования её имени «таким образом и с такими целями». Глушкова также заявила, что обращалась к В. Ю. Питанову снять с сайта Православного института религиоведения и церковных искусств подписанную её именем статью или назвать её автора, но получила отказ.Однако, кроме данных источников, нет никаких подтверждений подлинности этого заявления.

Цитата И. П. Глушковой, использованная в опубликованной в 2004 году статье «Кришнаиты как они есть», в 2000 году послужила эпиграфом к посвящённой кришнаитам главе книги А. Л. Дворкина «Сектоведение. Тоталитарные секты».

Дворкин против РБО

20 ноября 2008 года Министерство юстиции РФ проводило проверку деятельности Российского Библейского Общества и по результатам проверки признало РБО религиозной организацией. Однако, в 2009 году на первом заседании «Экспертного совета по проведению религиоведческой экспертизы» Дворкин заявил, что прекратит деятельность Российского Библейского Общества. По мнению исполнительного директора РБО Анатолия Руденко, объяснять или доказывать что-либо такому председателю как Дворкин бесполезно. После возражений РБО Минюст признало претензии к обществу необоснованными

Избрание Дворкина вице-президентом FECRIS

17 мая 2009 года в г. Санкт-Петербурге прошла ежегодная конференция «Европейской федерации исследовательских центров информирования о сектах», которая объединяет представителей 31 страны и является официальным консультантом Совета Европы.

В мероприятии приняли участие делегаты из Германии, Великобритании, Франции, Швейцарии, России и ряда других государств Западной и Восточной Европы. Собравшиеся, которые накануне провели встречу с министром юстиции Российской Федерации Александром Коноваловым, заслушали отчёт о работе всей организации и Совета Директоров, одним из членов которого был Александр Дворкин.

Затем состоялись выборы новых руководящих органов FECRIS. В итоге должность президента организации занял сэр Томас Джеффри Саквилль — выпускник Оксфордского университета и бывший первый заместитель министра внутренних дел Великобритании, а Александр Дворкин стал вице-президентом. В интервью Агентству национальных новостей Александр Дворкин сообщил:

« Я расцениваю это как высокое доверие, причем не только ко мне, но и к моим российским коллегам. Участие представителя России в руководстве организации, которая является официальным консультантом Совета Европы, повышает статус нашей страны и наглядно демонстрирует ее намерение сообща бороться с нарушениями прав человека в криминальных сообществах, включая такую их разновидность, как тоталитарные секты. »

В июле 2009 года Экономический и социальный совет ООН на своей сессии предоставил «Европейской ассоциации исследовательских центров информирования о сектантстве», одним из высших руководителей которой стал Александр Дворкин, статус особого советника.



Просмотров: 6319


<<< Волков, Сергей Владимирович
Емельянов, Николай Евгеньевич >>>