Учебные заведения - Детские железные дороги - История
09 февраля 2011Оглавление:
1. Детские железные дороги
2. Что не является детской железной дорогой
3. Подвижной состав
4. История
5. Значение ДЖД
6. Прочие факты
Первая ДЖД была построена комсомольцами города Москвы в 1932 году. Использовалась скорее в развлекательных целях, нежели учебных. Была электрифицирована. В конце 1930-х годов закрыта, а впоследствии забыта. 24 июня 1935 года аналогичная дорога по инициативе грузинских школьников была открыта в городе Тифлисе. Именно она официально считается теперь первой в мире. Участники строительства через газету «Пионерская правда» обратились к своим сверстникам с призывом строить ДЖД в других городах страны. Идея получила поддержку наркома путей сообщения Л. М. Кагановича и академика В. Н. Образцова, после чего ДЖД стали строиться в столицах почти всех союзных республик и в местах размещения управлений железных дорог страны.
ДЖД оказали неоценимую помощь в подготовке специалистов для отечественных железных дорог в периоды, когда страна по ряду демографических причин испытывала острый дефицит квалифицированных кадров.
К середине 1980-х годов в СССР работало не менее 52 детских железных дорог. Почти все они находились в подчинении министерства путей сообщения.
По примеру СССР ДЖД начали строиться и в других социалистических странах: Болгарии, Венгрии, ГДР, Чехословакии, Китае, Кубе и др. При этом иностранные ДЖД нередко отличались разветвлённостью линий и большей протяжённостью. Однако, из-за отсутствия во многих случаях государственной поддержки, в отличие от СССР, многие зарубежные ДЖД проработали как эксперимент не более 10-15 лет. Так, практически все ДЖД Чехословакии, были закрыты до 1980-х годов; относительно спокойно пережили падение соцстроя лишь венгерские и немецкие ДЖД. Но и из них не все сохранили до сегодняшнего дня учебные функции, часть была превращена в обычные парковые аттракционы.
После распада СССР многие ДЖД Азербайджана, Грузии, Казахстана, Латвии, Литвы были ликвидированы или превращены в парковые аттракционы, обслуживаемые взрослыми. Лишь в России не была закрыта ни одна ДЖД, а с 2004 года было построено 3 новых. В Белоруссии единственная Минская ДЖД также продолжает действовать. На Украине сохранились лишь ДЖД в крупных городах областных центрах и центрах железных дорог; Несколько ДЖД в других городах были закрыты.
В России в настоящее время функционирует 25 ДЖД в городах: Владикавказ, Волгоград, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Кемерово, Красноярск, Кратово, Курган, Лиски, Нижний Новгород, Новомосковск, Новосибирск, Оренбург, Пенза, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Свободный, Тюмень, Уфа, Хабаровск, Челябинск, Чита, Южно-Сахалинск, Ярославль. Проектируются также и новые ДЖД.
В Одессе в течение недолгого времени существовал так называемый Детский трамвай небольшая изолированная трамвайная линия, обслуживаемая детьми. Однако он не имел прямого отношения к детским железным дорогам.
Хронология открытия ДЖД
1930-е
Год | Город | Особенности |
---|---|---|
1932 | Москва | закрыта в конце 1930-х |
1935 | Тбилиси | с 90-х годов обслуживалась взрослыми, в настоящее время не работает |
1936 | Днепропетровск | открыта после ремонта 3 января 2011 года |
1936 | Красноярск | |
1936 | Гомель | по 1941 |
1937 | Кратово | Открыта 2 мая 1937 года |
1937 | Ереван | |
1937 | Мелитополь | по 1941 |
1939 | Горький | |
1939 | Иркутск |
1940-е
Год | Город | Особенности |
---|---|---|
1940 | Свободный | |
1940 | Ташкент | |
1940 | Харьков | |
1940 | Ростов-на-Дону | |
1940 | Ашхабад | закрыта в 1940-е годы, снова открыта в 1987 году, в середине 90-х была снова закрыта, с 2007 года работает как аттракцион |
1946 | Ярославль | с 1957 по 1970 не работала |
1946 | Астана | по 2002 |
1946 | Вильнюс | по середину 1980-х |
1947 | Ужгород | закрыта в 2008 году, восстановлена энтузиастами в 2009 году |
1947 | Баку | |
1948 | Сталинград | |
1948 | Ленинград | |
1949 | Ровно | |
1949 | Челябинск |
1950-е
Год | Город | Особенности |
---|---|---|
1951 | Львов | |
1951 | Ужур | |
1952 | Алма-Ата | по 1997; впоследствии превращена в парковый аттракцион |
1953 | Уфа | |
1953 | Оренбург | |
1953 | Киев | |
1953 | Новомосковск | |
1954 | Южно-Сахалинск | |
1954 | Луцк | |
1955 | Минск | |
1956 | Рига | по 1997 |
1957 | Караганда | |
1958 | Коканд | ныне закрыта |
1958 | Хабаровск |
1960-е
Год | Город | Особенности |
---|---|---|
1960 | Екатеринбург | |
1968 | Владикавказ | |
1968 | Алчевск | закрыта в начале 1990-х |
1969 | Тюмень | |
1969 | Ленинакан | по 1988 |
1970-е
Год | Город | Особенности |
---|---|---|
1971 | Чита | |
1972 | Донецк | |
1972 | Запорожье | |
1972 | Макеевка | по 2002 |
1977 | Кокчетав | по 1995 |
1978 | Кустанай | по 2000 |
1978 | Нахичевань | закрыта |
1979 | Павлодар | закрыта в 1990-х |
1979 | Атбасар | закрыта между 1991 и 2002 |
1979 | Семипалатинск | до 1990-х годов |
1979 | Щучинск | закрыта в конце 1990-х |
1979 | Атбасар | закрыта в 1990-х |
1980-е
Год | Город | Особенности |
---|---|---|
1980 | Чимкент | |
1980 | Джезказган | закрыта в конце 1980-х |
1985 | Пенза | |
1986 | Поти | закрыта в 1991 |
1986 | Аркалык | закрыта в 1988 вследствии ликвидации Тургайской области. ПС вывезен в Костанай |
1986 | Джизак | закрыта в 1993, с 2004 работает как аттракцион |
1987 | Ашхабад | |
1987 | Рустави | ныне закрыта |
1988 | Евпатория | по 1991 |
1988 | Аникщай | ныне закрыта |
1989 | Актюбинск | закрыта до 2001 |
1989 | Лиски | |
1989 | Курган | В 2011 году заменено полотно, ожидается открытие спецкласса для юных железнодорожников. |
2000-е
Год | Город | Особенности |
---|---|---|
2005 | Новосибирск | |
2007 | Казань | |
2007 | Кемерово |
2010-е
Год | Город | Особенности |
---|---|---|
2011 | Санкт-Петербург | МОЖД2 открылась 12 июля 2011 года |
Данные о датах открытия ДЖД в городе Экибастуз отсутствуют.
Просмотров: 6075
|