Учебные заведения - Детская музыкальная школа 1 (Пенза)

14 марта 2011
Ит аутсорсинг в краснодаре абонентское обслуживание компьютеров и аутсорсинг.

Оглавление:
1. Детская музыкальная школа 1 (Пенза)
2. ДМШ № 1 г. Пензы сегодня
3. Открытый конкурс по композиции «Творчество юных»
4. Известные выпускники
5. Традиции школы
6. Пензенские таланты XXI века
7. Детская музыкальная школа № 1 г. Пензы и документальное кино
8. Социально-проектная деятельность
9. Наиболее значимые мероприятия 2009 года



Детская музыкальная школа № 1 г. Пензы основана в 1882 г. Является объектом культурного наследия, памятником истории и культуры.

Страницы истории школы

«В развитии национальной музыкальной культуры России 60-е годы XIX века являются полосой исключительной важности и значения. Одним из характерных моментов русской общественной действительности 60-х годов, получившим выражение и в музыке, является борьба за просвещение, за распространение знаний и приобщение широких слоев общества к культурным ценностям» — так писал известный музыкальный историк Ю. В. Келдыш.

Из архивных дел следует, что «Императорское Русское музыкальное общество» в России было основано великой княгиней Еленой Павловной в 1859 году при даровитом сотрудничестве знаменитого Антона Рубинштейна".

В Пензе основывается Отделение Императорского Русского музыкального Общества и приказом от 23 ноября 1881 года назначаются директорами Пензенского отделения ИРМО Татищева Л. А., князь Оболенский, И. П. Легран, М. И. Костромитинов и М. А. Щукин. 26 июня 1882 года от Пензенского Губернского Предводителя дается отношение, что открывающейся музыкальной школе «могут быть предоставлены 2 комнаты в доме Дворянства».

Газета «Губернские ведомости» № 209 от 29 сентября за 1882 год:

«24 сентября в 6 часов вечера в зале здешнего Дворянского собрания совершено было молебствие с водосвятием для открытия музыкальной школы, помещенной в этом здании. Присутствовали: председательница дирекции музыкального общества Лидия Арсентьевна Татищева, гг. начальник губернии, губернский предводитель дворянства, учредители школы, молодые преподаватели, приехавшие из Петербурга, их ученики и ученицы и посторонние лица, сочувствующие музыкальному делу. По окончании молебствия и предложенных посетителям чая и фруктов, гг. Горский, Шор и Загорский повторили трио Мендельсона, исполненного в концерте 13 сентября, исключая его скерцо. Музыкально-педагогическая часть школы…находится в следующем виде: для элементарного обучения на фортепиано преп. г. Загорский, для окончательного развития игры на этом инструменте г. Шор; для скрипки — г. Горский, для виолончели г. Загорский, для сольного пения г. Костромитинов. Учащихся на фортепиано в элементарном классе — 11, в старшем — 14, на скрипке — 13, на виолончели — 2, для сольного пения — 6. Желаем от души процветания школе и музыкальному делу».

Из воспоминаний современников:

«Музыкальные классы сменили многие дома и улицы, пока окончательно не утвердились в теперешнем своем здании на Богданова, 19».

Из статьи «О датировке здания детской музыкальной школы № 1» в научном сборнике «Пензенский Временник любителей старины»:

«По окладным книгам Пензенской городской управы на 1900—1903 гг. усадьба принадлежала надворному советнику Алексею Ивановичу Дубровину»…28 марта 1905 года Дубровин продал усадьбу коллежскому асессору Александру Алексеевичу Легошину, а 12 декабря 1905 года последний продал её жене инженера путей сообщения Наталии Петровне Сахаровой. В июне 1917 года усадьба была продана Алисе Карловне Кнорре, вдове известного лесовода П. К. Кнорре…До настоящего времени не выяснены обстоятельства, при которых Музыкальные классы Пензенского отделения Императорского Русского музыкального общества… стали располагаться в доме, принадлежащем последовательно Н. П. Сахаровой и А. К. Кнорре, равно и с какого времени. Известно лишь, что с 1912 года они уже помещались на Пешей… Примечание: формально учебное заведение именовалось классами, однако в Пензе, наряду с этим названием, его часто именовали училищем даже в официальных документах. Училище в числе преподаваемых дисциплин должно было иметь общеобразовательные предметы, которых не было в программе Пензенских музыкальных классов. Именование классов училищем, возможно, проистекало от того, что среди разновозрастного контингента учащихся значительную часть составляли уже сравнительно взрослые люди".

По некоторым воспоминаниям, дом на Пешей принадлежал Щукину, который, возможно арендовал часть усадьбы у Сахаровой и, входя в дирекцию Пензенского отделения ИРМО, способствовал размещению музыкальных классов в доме Сахаровой.

Основные вехи истории связаны с руководством школы. Хранители Детской музыкальной школы № 1 г. Пензы — это руководители школы, благодаря которым происходило становление и возможно дальнейшее развитие музыкальной культуры Пензенского края.


В 1902 году директором школы был назначен Лев Соломонович Шор, талантливый музыкант, пианист, педагог, человек неутомимой энергии, «во многом благодаря которому удалось возвести музыкальное дело в Пензе на достойную высоту. На посту директора он состоял до 1917 года».

В трудные революционные годы музыкальное образование в Пензе не прекращает своё существование. Напротив, на базе музыкальной школы организуется Народная консерватория, вдохновителем и организатором которой является Ф. П. Вазерский.

Из воспоминаний современников:

«Федор Петрович Вазерский — выпускник Пензенской музыкальной школы, после окончания Московской консерватории пел в опере Зимина. Едва совершилась революция, вернулся на родину и стал организовывать Народную Консерваторию, которая была открыта в 1918 году. Принято было около тысячи учащихся на разные отделения. Педагогами были: пианисты — Витвер Н. А., Чуйкевич Г. Д., Казаченко Е. В., Касторская В. А., Касторская А. А., Мильман Р. М., Протопопова Е. И., Потулова В. П., Финогеева Е. Н., Шор Л. С..; вокалисты — Грачев Н. С., Назаревская Н. В., Салтыкова, Протасьева Е. П., Габленц М. Ф. и Габленц А. Ф.; скрипачи — Катуар П. Г., Антюфеев Б. И., Рогов А. И., Гудков Н. И., виолончелисты — Ямпольский, Ростропович, контрабасисты — Баторин С. Ф., арфа — Помазанская Е.; духовые — Турищев А. С., теоретики — Грасроф С. Г., Касторский А. В.».

В 1920 году Директором становится Алексей Васильевич Касторский. Народная консерватория была переименована в музыкальную школу второй ступени, а позднее в музыкальный техникум. Среди выпускников школы этих лет — известные композиторы Н. Г. Минх, Г. Г. Крейтнер, П. И. Лондонов, дирижёр Большого театра, профессор Московской консерватории Б. Э. Хайкин, певцы А. А. Яхонтов, И. М. Скобцов, известный скрипичный мастер Л. А. Горшков.

Из материалов «Истории первой музыкальной школы», год написания — 1982, в четырёх книгах, автор — преподаватель школы Валентина Николаевна Попова:

«Так выглядела школа. Вы поднимаетесь на второй этаж по широкой лестнице. В приезд больших исполнителей двери широко распахнуты, и лестница покрывается большим ковром. Налево между залом и лестницей небольшая комната. Здесь бухгалтерия, канцелярия. Входите в зал. Налево — сцена в рамке красивых изразцовых печей. Первый от сцены класс — фортепианный. В 20-30-е годы в нём чаще всего занимаются Вера Петровна Потулова и Екатерина Ивановна Протопопова. Во время концертов этот класс служит артистической. Дальше шёл класс Николая Александровича Витвера. Затем маленькая узенькая комнатка — библиотека. Библиотекарем был Державин. В маленьком коридорчике с окном во двор три двери: первая налево — класс Николая Ивановича Гудкова, скрипичный класс; вторая угловая — жилая комната, в ней живут муж и жена, Дашенька и Пашенька, на них лежит миссия охраны порядка и чистоты здания. Почти напротив этой комнаты — дверь в вокальный класс. Здесь занимаются Мария Дмитриевна Габленц и её муж Алексей Федорович. Если от главной лестницы повернуть вправо, то сразу дверь в большой светлый класс, с красивой изразцовой печью. Здесь занимается Сергей Федорович Баторин по теории и сольфеджио. Дальше жилые комнаты. В них живут преподаватели Габленц. В нижнем этаже небольшое зальце. Оттуда двери ведут в два класса и в коридорчик. Из коридорчика три двери в классы. Заканчивается коридорчик заколоченной кухней. В нижнем этаже располагаются „громкие“ инструменты: народные, духовые».

Кстати, по акту от 14 ноября 1925 года здание по улице Богданова, 19 было передано музыкальной школе. С 1929 года директором становится Алексей Сергеевич Турищев.

Из воспоминаний современников:

«Вёл он класс духовых инструментов с большим знанием дела. Всегда в толстовке, летом из парусины, зимой более теплой. Мягкий, дипломатичный, он ладил со всеми и очень многого добился, будучи на своем посту».

Именно А. С. Турищев в 1941 году принял и четыре года опекал учащихся Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории, которые спасались от войны в Пензе, в первой музыкальной школе. Турищев «усыновил» новое поколение музыкальных гениев России, как когда-то в году другой войны его, воспитанника оркестра усыновил 12 Астраханский гренадерский полк.

В 1904 году потрясённый героической гибелью крейсера «Варяг» 16-летний мальчик Алексей Турищев выиграл конкурс на лучшую песню-марш для встречи героев в Москве. Он сделал инструментовку для духового оркестра и хора и получил право дирижировать первым исполнением «Варяга» на перроне Курского вокзала. Это был истинный шедевр. Бессмертный Варяг стал документом в Мировой истории, войдя в неё под именем "Русский национальный марш. Имя Алексея Турищева пополнило список неизвестных авторов неизвестных русских песен. Он остался в памяти поколений как блестящий исполнитель, организатор, как талантливейший педагог, чья школа дала так много его ученикам.

В 1933 году Пенза отмечала 50-летний юбилей музыкального техникума. Событие немаловажное — дело общественности и культуры города. 50-летие было отмечено постановкой оперы «Евгений Онегин». Роли, хор, оркестр — всё было осуществлено силами техникума и школы.

1935 г.: директор школы и техникума — Тутенков, завуч — Баторин.

1936 г.: директор — Баторин, завуч — Н. А. Витвер.

В 1937 году начинает работать педагог, историк Сергей Игнатьевич Ильин. Человек творческий, он впервые начинает заниматься с учениками композицией. В последующие годы занятия сочинения музыки поощряли В. Н. Попова, Б. Н. Голубев.

В 1938 году в училище и школе директором назначается Пётр Степанович Илюхин. В этом же году приходит новое пополнение в ряды преподавателей музыкальной школы: Паршина З. В., Лебедева Е. Д., Сатурнова Т. А.; с 1943 года — Елена Михайловна Благоразумова-Мачинская.

До войны 1941—1945 гг. музыкальная школа № 1 и музыкальное училище составляли единое целое, способные ученики без экзамена переходили на первый курс музыкального училища. В годы Великой Отечественной войны школа не прерывала занятий. Ученики выступали в военных госпиталях, а преподаватели — в составе концертных бригад.


Одна из славных страниц истории школы — пребывание в ней в годы войны одарённых учащихся Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

Дети вместе со своими преподавателями были эвакуированы в 1941 году в Пензу в музыкальную школу, по адресу ул. Богданова, д. 19. Через несколько месяцев часть детей и преподавателей были расселены по частным квартирам и в здание художественного училища, продолжая занятия в музыкальной школе. Таким образом, в Пензе оказались Заслуженные деятели искусств К. Г. Мострас, А. И. Ямпольский, лауреат Всесоюзного конкурса Н. Г. Рахлин, профессор Т. Д. Гутман с семьёй, преподаватели Е. П. Ховен, Т. А. Бобович и другие. В самые тяжелые военные годы Пенза смогла создать условия для жизни, творчества, как маститых мастеров, так и будущих знаменитостей: юных скрипачей Леонида Когана, Игоря Безродного, Валентина Жука, пианистов Лазаря Бермана, Дмитрия Паперно, Евгения Малинина и многих других.

Имя А. И. Ямпольского, уже позднее, при открытии II Международного конкурса скрипачей, проходившего в Пензе в 1999 году, было увековечено мемориальной доской на фасаде здания школы.

Впоследствии на праздновании 100-летия школы её гостями были Л.Берман с учениками ЦМШ, на 110 — летнем юбилее Юлиан Гутман; в год празднования 50-летия Победы, в 1995 году — три больших делегации учащихся и преподавателей ЦМШ при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского были гостями школы в рамках творческой акции «Музыкальный мост: Москва — Пенза».

В 1946 году, ещё студентку музыкального училища, приглашают преподавателем сольфеджио Ирину Александровну Львову-Бельдюсову, окончившую музыкальную школу в год Победы, в 1945-ом.

Вспоминает заслуженный работник культуры России И. А. Бельдюсова:

«Моими учениками в то время были Л. М. Валукина, Т. А. Бобикова, Ю. М. Селифонова, В. Г. Еськина, И. М. Кулаевская, Л. С. Ромадина, И. И. Анисимова, Т. Н. Гаврилова, Л. И. Сумерина, М. Н. Лисицина, Л. В. Дубкова. И. В. Тимофеева». Блестящая плеяда имен тех, кто в 60-80 гг. творил музыкальную, педагогическую жизнь Пензы.

В 1946 году в школе начинает преподавать Виктор Викторович Попов. Имена его учеников — В. А. Мусоров, В. Г. Еськина, Ю. М. Назаров, Л. С. Тюряева-Ромадина — известные пензенские музыканты.

Вспоминает Владимир Алексеевич Мусоров:

«Шестой класс музыкальной школы памятен мне и как год её досрочного окончания, и как год встречи и начала плодотворной работы с Виктором Викторовичем Поповым, человеком, ставшим моим главным музыкальным и человеческим наставником. Прямо или косвенно сегодняшние преподаватели школ и училища по классу скрипки опираются на фундамент его самоотверженного труда… Ещё очень хорошо помню, как в 1941—1942 гг. с нами часто занимались преподаватели ЦМШ, в том числе и профессор А. И. Ямпольский, мы тогда все были как одна семья».

Формирование пензенской фортепианной школы.

Николай Александрович Витвер — целая эпоха в музыкальной жизни Пензы. Начал свою музыкальную деятельность с 1904 года. Был направлен в Пензу по окончании Московской консерватории.

Из воспоминаний современников:

«Композитор, преподаватель-пианист, исполнитель с какой-то свойственной ему одному сдержанной лиричностью и драматизмом исполнения, он в Пензе много лет возглавлял пианистическую школу. В Пензе самая большая фортепианная библиотека была у Витвера. Николай Александрович вообще жил в мире музыки. Музыка заменяла ему все». Николай Александрович воспитал сотни педагогов-музыкантов, композиторов, музыкантов — исполнителей и истинных ценителей великого искусства.

Ольга Владимировна Руднева — училась музыке в Москве у известного музыканта Г. Э. Конюса, затем в Петербургской консерватории /класс профессора М. Н. Бариновой/. С 1933 года — преподаватель фортепиано и теории.

Елена Васильевна Казаченко — окончила Дрезденскую консерваторию, где занималась по классу рояля у Лауры Раппольди-Карер. В 1916 г. переехала в Пензу по месту назначения мужа. Одна из образованнейших женщин Европы, волею судьбы до конца своей жизни жила в Пензе и работала преподавателем по классу фортепиано в первой музыкальной школе. Больше полувека в школе плодотворно работали прекрасные специалисты В. П. Потулова, Е. И. Протопопова-Десятникова, Р. Е. Цимринг.

После пережитой блокады Ленинграда, обучения в Ленинградской консерватории в классе профессора Н. Н. Позняковской, 50 лет преподавала фортепиано, часто выступая с концертами, А. В. Лукьянчикова-Потехина.

В 1962 году, в год 80-летия, музыкальная школа и училище окончательно разделились.

Первым «самостоятельным» директором музыкальной школы назначается Генрих Александрович Ольсов, заведующий учебной частью — Алексей Николаевич Ключарёв.

С 1964 г. — директор школы Петр Васильевич Камышов, заведующая учебной частью — Лариса Андреевна Кованда.

На новый творческий уровень поднимается работа народного отделения школы, начало которому положено в предвоенные годы увлеченной деятельностью старейшины оркестров русских народных инструментов в Пензе — Алексея Михайловича Тишулина. Н. В. Козлов, Г. В. Иванцов, А. И. Чекушкин, О. П. Топанова — открывают новую страницу истории школы. В 60-е годы вливаются в коллектив отделения народных инструментов: Г. В. Лохин и Т. И. Гудз-Косырева, а в начале 70-х годов — С. А. Фадеева и В. А. Белякова, которые долгие годы развивали это направление работы школы. В целом, неизменно сильным остаётся педагогический коллектив: В. Н. Попова, Р. И. Киреева-Нечунаева, Е. Д. Лебедева, А. Ф. Кириченко, З. Т. Королёва, Л. Н. Шепелева, Л. Н. Власов, Е. М. Мачинская. Многие являются одновременно и преподавателями музыкального училища: Р.Е Цимринг, Г. Е. Стояновская, И. М. Кулаевская, Л. М. Валукина, Н. И. Оя, А. В. Лукьянчикова-Потехина.

Из архива школы:

«1969-70 год. Выпускной. После торжественной части — концерт. „Песню жаворонка“ играет Маша Макарова, Женя Гуляев играет „Русскую песню“ и „Прогулку“ ком. Ракова. Вдумчиво и музыкально играет Андрюша Киркин Сонату Бетховена. Отличница Оля Фролова исполняет Вальс ком. Ревуцкого. Дуэтом Тани Желновой и Наташи Манаенко на рояле исполняется Вальс ком. Ярошенко. Второе отделение открывает бывшая воспитанница школы Таня Чиркова. Она играет „Фантазию-экспромт“ Шопена. Послушна домра чутким пальцам Володи Балшена. Как оркестр звучит рояль у Владимира Королева. Мягко поет виолончель в „Лебеде“ Сен-Санса под руками Павлика Шнейдермана. Под громкие аплодисменты уходят со сцены участники концерта. Учебный год окончен». Здесь немало имён тех, кто сегодня является ведущими преподавателями нашей школы, других музыкальных школ Пензы и пензенского музыкального училища.

С 1969 года: директор Тамара Алексеевна Анисимова, заведующая учебной частью — Нелли Александровна Петропавловская. Эти две прекрасные женщины — грамотные руководители, талантливые музыканты, очаровали и «заразили» коллектив школы той эмоциональной атмосферой строгой ответственности и профессиональной требовательности, которая неистребимо присутствует в школе до сих пор. А вот имена преподавателей, продолжавших святое дело воспитания и образования детей, служения музыке и преданности искусству в этот период: И. В. Тимофеева, Е. Л. Кузнецова, И. В. Визи, Ж. Е. Кучина, Г. А. Яшина-Мороз, Э. А. Оя, Т. Н. Черняева, Т. Г. Чиркова, Г. А. Федосова, Л. А. Симонова, Л. С. Аношко, Н. И. Суилина, Е. М. Шагова, П. А. Штейнвиль, В. И. Шуюпова, Т. Б. Астафичева, Г. С. Гроссман, М. З. Ахмерова-Плисковская, С. Е. Лушникова, Ю. В. Бычков, А. Н. Синев, Т. А. Савельева, Т. И. Косырева-Гудз, Е. М. Шлихтунова, В. В. Леонтьев, Л. Н. Минаева. Возглавила библиотеку школы, значительно пополнила, обновила и скомплектовала фонды школы — З. Н. Платонова-Зайцева. Несколько позже влились в коллектив — А. Б. Гуляева, В. А. Ваганова, Т. Д. Самышкина, А. В. Киркин, С. Н. Киркина, Е. В. Темногрудова, В. В. Королёв, Н. П. Кривулина, О. Л. Василько, И. В. Васильева, А. И. Варанкина, Л. К. Самохина, Т. Б. Усманова, С. Н. Панина, Л. Н. Хлопотников, Г. Н. Романова, Т. П. Аниськина -Дёмина, Н. Н. Николаева, Т. В. Павленко, П. Г. Шнейдерман.

1983—2003 гг.: директор — Татьяна Борисовна Астафичева, завуч — Лариса Анатольевна Симонова.

2003—2005 гг.: директор — Симонова Лариса Анатольевна, завуч — Дёмина Татьяна Павловна.

С 2005 г.: директор — Дёмина Татьяна Павловна, заместитель директора по УВР — Наталья Николаевна Николаева.



Просмотров: 8142


<<< Детская музыкальная школа 1 (Обнинск)
Детская музыкальная школа 1 (Пермь) >>>