Учебные заведения - Антоний (Храповицкий) - Епископское служение до революции 1917 года

04 марта 2011


Оглавление:
1. Антоний (Храповицкий)
2. Детство и юность
3. Монашество; начало служения
4. Епископское служение до революции 1917 года
5. В период 1917—1920
6. В эмиграции
7. Воспоминания современников. Оценки
8. Главные труды



Епископ Чебоксарский Антоний

7 сентября 1897 года хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии.

1 марта 1899 года, в связи открытием в Казани второго викариатства, назначен епископом Чистопольским, первым викарием Казанской епархии, с оставлением в должности ректора.

14 июля 1900 года Высочайше утверждён доклад Синода о бытии ему епископом Уфимский и Мензелинский; 17 августа избран почётным членом Казанской духовной академии.

27 апреля 1902 года переведён на Волынскую кафедру епископом Волынским и Житомирским, Почаевской Успенской лавры священноархимандритом.

В 1905 году — один из организаторов Союза русского народа; возглавлял его Волынское отделение. Во время первых еврейских погромов он выступил с крайне резким осуждением насилия. Так, в прочитанной в Житомире проповеди, посвящённой кишинёвскому погрому, он сравнил его участников с Иудой и дикарями-каннибалами.

Состоял почётным членом «Казанского Общества Трезвости» и Казанского отдела Русского собрания. Он стал первым архиереем-членом Русского собрания.

22 апреля 1906 года избран членом Госсовета от монашествующего духовенства, состоял в группе правых. 13 января 1907 года сложил с себя полномочия члена Госсовета.

В марте — декабре 1906 года состоял членом Предсоборного присутствия при Святейшем Синоде, где председательствовал в VI отделе «По делам веры: о единоверии, старообрядчестве и других вопросах веры».

6 мая 1906 года был возведён в сан архиепископа.

В марте — апреле 1908 года руководил Высочайше назначенной ревизией Киевской Духовной Академии, приведшей к уходу её ректора — епископа Платона, что обусловило впоследствии неприязненные отношения двух иерархов в эмиграции. По позднейшему мнению протоиерея Георгия Флоровского, ревизия «не была беспристрастной, особенно в Киевской академии».

В июле 1908 года председательствовал на 4-м Всероссийском миссионерском съезде в Киеве.

В 1911 году издал 2-е собрание своих трудов и 14 июня того же года советом Казанской академии был удостоен степени доктора богословия. Награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

В 1912 году председательствовал на 1-м Всероссийском единоверческом съезде; выступал с осуждением имяславия как ереси.

В 1912 году назначен членом Святейшего Синода с оставлением на Волынской кафедре; обер-прокурор В. К. Саблер предложил его кандидатуру на замещение СПб кафедры, но предложение не было принято императором.

В 1912—1913 годах участвовал в работе Предсоборного совещания.

В феврале 1913 года находился в Петербурге, принимая участие в праздновании 300-летия Дома Романовых, в частности, 21 февраля сослужил Антиохийскому Патриарху Григорию IV, который возглавил торжественную литургию в Казанском соборе. За несколько дней до начала юбилейных торжеств, по его поручению, с соизволения императора, в Петербург из Житомира была привезена Почаевская икона

14 мая 1914 года назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским.

1 мая 1917 года, после падения монархии, уволен на покой ввиду недовольства им со стороны новых властей и части духовенства епархии, с назначением местожительства в Валаамском монастыре, где написал сочинение Догмат искупления, вызвавший впоследствии острую критику богословского характера. Был избран на Всероссийский Поместный Собор от монашествующих, но участвовал как епархиальный архиерей, так как в августе был вновь избран на епархиальном собрании в Харькове на прежнюю кафедру.



Просмотров: 5114


<<< Список персоналий Санкт-Петербургской духовной академии
Григорий (Остроумов) >>>