Учебные заведения - Академический музыкальный колледж при Московской консерватории - История

09 февраля 2011


Оглавление:
1. Академический музыкальный колледж при Московской консерватории
2. История
3. Коллективы
4. Орган



До 1917 года

Колледж был основан 12 октября 1891 года в Москве как Общедоступное музыкальное училище В. Ю. Зограф-Плаксиной. Основательницей училища была 25-летняя выпускница Московской консерватории Валентина Юрьевна Зограф-Плаксина, которая училась у С. Танеева и В. Сафонова. По её инициативе в педагогический коллектив училища приглашались замечательные музыканты — выпускники Московской консерватории, инструменталисты оркестра Большого театра. Училище стремилось сделать свои занятия общедоступными благодаря умеренной плате за обучение, а также за счёт организации воскресных и вечерних классов для желающих.

В училище можно было поступить с семи лет. Срок обучения соответствовал консерваторскому и составлял девять лет. Учебные планы были сходными с учебными планами консерватории, а программы фортепианного и вокального отделений почти не отличались.

С первых же дней существования училища в нём преподавали такие замечательные музыканты, как скрипач А. Л. Плаксин, служивший в оркестре Большого театра, виолончелист, участник домашнего трио Н. Ф. фон Мекк, П. А. Данильченко, контрабасист П. А. Нацкий, сольное пение и вокальный ансамбль в училище преподавал известный певец и оперный режиссёр В. С. Тютюнник. Первым преподавателем музыкально-теоретических предметов был композитор и теоретик И. Н. Протопопов. Сама В. Зограф-Плаксина вела класс фортепиано, среди её первых учениц была юная Марина Цветаева. Её сестра Анастасия так вспоминала о первом концерте Марины:

…Вечер в музыкальной школе В. Ю. Зограф-Плаксиной в Мерзляковском переулке… первое выступление Муси!.. Я никого, кроме неё, не видела. Я не сводила с неё глаз. Я не понимала, как до сих пор не видела её такой, не восхищалась, не гордилась ею. Старшие потом говорили, что, равнодушная к залу, чувствуя только рояль и себя за инструментом, она начала было привычно считать вслух: «…раз и два…», — но, увидев знаки Валентины Юрьевны или мамы, стала играть без счета.

Уже за первое десятилетие своего существования училище Зограф-Плаксиной быстро стало популярным — к 1918 году в нём насчитывалось уже 246 учеников.

С 1917 до 1960 года

События 1917 года повлекли за собой глубокие изменения в области музыкального образования в России. В первой половине 1919 года дореволюционные частные музыкальные учебные заведения были национализированы. К осени этого же года в Москве на основе лучших из них были созданы семь специальных государственных музыкальных школ, училище Зограф-Плаксиной было реорганизовано в Шестую московскую государственную музыкальную школу, Валентина Юрьевна осталась её директором.

С осени 1922 года Шестая московская государственная музыкальная школа стала называться Четвёртым государственным музыкальным техникумом. Годом позднее ему было присвоено имя братьев Антона и Николая Рубинштейнов: музыкантов, стоявших у истоков первых специальных музыкально-образовательных учреждений России — Петербургской и Московской консерваторий.

В то же время происходит смена поколений педагогического состава. Коллектив преподавателей пополнился такими известными музыкантами, как А. А. Берлин и М. И. Ямпольский, И. И. Дубовский. Важным событием в жизни техникума явилось открытие в 1925 году творческого отдела. Инициаторами стали учащиеся класса И. И. Дубовского. С 1926 года в техникуме — впервые за всю его историю — начали регулярно функционировать классы всех духовых инструментов.

В 1929 году сеть средних музыкальных учебных заведений столицы снова подверглась реорганизации. Техникум имени братьев Рубинштейн был объединен с техникумом имени А. Н. Скрябина и стал называться Московским областным музыкальным техникумом, педагогический состав которого в результате слияния оказался сильнейшим в стране. К моменту объединения в состав педагогов фортепианного отдела техникума им. братьев Рубинштейн входили А. Б. Гольденвейзер, пианист и композитор А. М. Дзегелёнок; друг и аккомпаниатор Ф. И. Шаляпина, пианист, композитор и дирижер Ф. Ф. Кенеман, известный теоретик фортепианной игры Г. П. Прокофьев, только что окончивший консерваторию по классу А. Б. Гольденвейзера Р. Ю. Чернов. Из техникума им. Скрябина в новое учебное заведение вошли: бывший директор техникума, фортепианный педагог и автор популярных пьес для детей В. А. Селиванов; пианист, составитель многих педагогических серий, друг С. В. Рахманинова В. Р. Вильшау и другие педагоги. На теоретико-композиторском отделе преподавали многие авторитетные композиторы и музыковеды: А. В. Александров, С. Н. Василенко, И. И. Дубовский, Д. Б. Кабалевский, А. Ф. Мутли, И. В. Способин, В. В. Хвостенко.

В начале 30-х гг. реорганизации были продолжены. 9 января 1934 года Московский областной музыкальный техникум был включен в учебный комбинат консерватории. С 1 сентября 1936 года Техникум стал именоваться Музыкальным училищем при консерватории. Эти преобразования происходили при инициативном участии Р. Л. Блюман, которая возглавила учебное заведение в 1929 году и оставалась его директором в течение тридцати лет.

В 1934 г. в училище было основано дирижерско-хоровое отделение. На нём стали работать талантливые хормейстеры, преподаватели Московской консерватории В. П. Мухин и К. Б. Птица. В 1939 году был организован училищный хор: до этого учащиеся посещали его в консерватории и там же проходили дирижерскую практику.

К концу 30-х годов училище превратилось в один из ведущих методических центров страны по начальному и среднему образованию. Именно здесь были созданы первые в СССР серии сборников учебных программ для музыкальных училищ, а также большинство программ для ДМШ.

В годы Великой Отечественной войны училище не было эвакуировано и продолжало работать в Москве. Многие из его учащихся и педагогов ушли на фронт. В память о погибших в училище установлена мемориальная доска с их именами.

В годы войны в списках педагогов училища появилось довольно много новых имен. Среди них — выдающиеся музыканты и ведущие профессора консерватории

В 50-е годы в училище преподавался широкий круг специальных и общеобразовательных предметов. В учебные планы вводились и новые, очень необходимые для профессионального становления молодых музыкантов, например, «дирижирование» на духовом отделении, «методика преподавания сольфеджио» и «методика преподавания музыкальной литературы» на теоретическом отделении. Поступали в училище по-прежнему на конкурсной основе — по результатам вступительных испытаний. С 1957 года в училище смогли учиться не только одаренные музыканты из разных городов СССР, но и иностранные студенты.

В 1959 году директором училища стал С. Т. Кальянов, ранее занимавший должность заместителя директора Центральной музыкальной школы.

После 1960 года

В 1961 году директором училища стала Лариса Леонидовна Артынова. К этому времени она уже в течение 15 лет являлась членом его педагогического коллектива: вела концертмейстерский класс и музыкальную литературу. Л. Л. Артынова руководила училищем до 2001 года, затем была его почетным директором и, таким образом, посвятила ему всю свою жизнь. Ей удалось сохранить и развить лучшие традиции учебного заведения, а многие нововведения — в частности, «посвящение в профессию» в Доме-музее П. И. Чайковского в Клину, — стали традициями для последующих поколений.

В этот период в училище преподавали выдающиеся музыканты, профессора Московской консерватории и недавние выпускники, только начинавшие свою исполнительскую и педагогическую деятельность:

фортепианное отделение

  • Я. И. Мильштейн
  • Л. В. Рощина
  • В. В. Горностаева
  • Л. Н. Наумов
  • Т. П. Николаева
  • В. М. Хорошина
  • Т. А. Алиханов
  • В. В. Бунин
  • Э. К. Вирсаладзе
  • В. В. Кастельский

отделение духовых и ударных инструментов

И. И. Гаухман, М. С. Глезарова, И. И. Гвоздецкая, Г. А. Мндоян, М. Ф. Масленникова, Е. Д. Демиденко, Н. А. Иванова-Крамская, Б. С. Артемьев, Н. Г. Бешкина, Н. Н. Лисукова, А. Н. Селезнев; Д. Г. Харкеевич, М. М. Оруджев, Л. М. Славинский, В. И. Лупачёв, В. Н. Тамбовцев, А. Р. Пресман, В. В. Петров, Р. О. Багдасарян, В. П. Горбачев, Р. П. Матикян, Е. К. Крюковцев, С. Н. Еремин, И. И. Павлов, М. Н. Турусин, В. Б. Баташов, Ю. Я. Ларин, В. А. Сенкевич, Ю. Г. Ягудин, В. В. Полех, Н. Н. Солодуев, Р. П. Терёхин, И. И. Костлан, А. Г. Никитанов, В. Л. Власенко, Б. И. Алексеев, А. А. Янкелевич, В. Н. Солодуев, Ф. Ф. Эккерт, А. А. Щетников, М. П. Адамов, М. И. Табаков, И. А. Василевский, Л. Г. Юрьев, Г. А. Орвид, В. А. Бони, Ю. А. Усов, В. М. Блажевич, В. А. Щербинин, К. М. Купинский, В. Н. Грединский, Х. И. Гордин, В. Н. Цыбин, В. И. Глинский-Сафронов.

дирижерско-хоровое отделение

С. В. Попов, Е. А. Красотина, Е. Н. Зверева, З. В. Муравьева, З. С. Числова, Е. А. Лобачева-Цыганова, Б. Г. Тевлин, М. Н. Александровская, З. К. Леонова, Г. И. Савельев, Т. И. Смирнова, А. Г. Белокуров, Т. Н. Твердислова, И. Г. Агафонников, Ю. Ф. Градишкевич-Радышкевич, М. В. Королева, А. П. Александров, Л. Н. Павлов, О. П. Лапузо, Г. Б. Заборонок, В. В. Контарев, Н. В. Аверина, П. В. Халабузарь, Г. А. Шестерикова, С. А. Соколов...

теоретическое отделение

Д. А. Блюм, В. С. Галацкая, С. С. Григорьев, Ю. Н. Холопов, Ю. А. Фортунатов, В. П. Фраенов, В. В. Базарнова, И. С. Лопатина, И. В. Уберт, Е. И. Чигарева, Л. Г. Краснянский, Л. П. Мирошникова, Л. В. Постникова, Н. С. Абатурова, Т. В. Плюскова, Н. А. Кохова, Л. А. Пешкова, Е. Д. Лапинь, Т. С. Кюрегян, Н. В. Прокина, Т. А. Петрова, В. П. Демидов, Л. Л. Артынова, Е. М. Царева, И. В. Коженова, И. М. Молчанова, О. И. Аверьянова, Н. М. Зив, Е. М. Фраенова, И. В. Охалова, Г. В. Жданова, А. И. Пирумов, Н. Н. Сидельников, К. К. Баташов

Интерьер здания колледжа

В период руководства Л. Л. Артыновой расширилась материальная база училища. Оно стало обладателем ещё одного здания, перестроенного из общеобразовательной школы, общежития в центре города, занимаемого прежде консерваторией, и спортивного комплекса с бассейном. В училище установили два органа фирмы Sauer, обновили парк музыкальных инструментов, на современном техническом уровне оборудовали кабинет звукозаписи и организовали систему трансляции в классы.

С 2002 года директором училища является В. П. Демидов — выпускник и преподаватель музыкально-теоретических дисциплин училища, кандидат искусствоведения, Заслуженный учитель РФ.

В 2004 году состоялось переименование Училища в Академический музыкальный колледж при Московской консерватории.

Колледж остается ведущим центром среднего музыкального образования в России. Преподаватели колледжа постоянно ведут научно-методическую работу: разрабатывают учебные планы и программы, принимают участие в формировании новых учебных стандартов, создают учебные пособия и хрестоматии, выступают на педагогических чтениях и конференциях, регулярно дают мастер-классы. Студенты и преподаватели колледжа выступают в концертах в России и за рубежом, подтверждая высокие стандарты музыкального образования в старейшем училище Москвы.



Просмотров: 5003


<<< Свято-Димитриевское училище сестёр милосердия
Санкт-Петербургский музыкальный колледж имени М. П. Мусоргского >>>